Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Тема №16.
Защиты трудовых прав работников. Надзор и контроль за соблюдениемтрудового законодательства.
Понятие защиты трудовых прав работников. Виды, формы и способы защиты трудовых прав.
Защита трудовых прав работников - это система мер по обеспечению, соблюдению и защите, а также восстановлению нарушенных трудовых прав работников, ответственности работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства.
Способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.
Защита трудовых прав профсоюзами.
Самозащита работниками трудовых прав.
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда.
Госнадзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры (Госгорпромтехнадзор, Госэнергонадэор, Госсанэпидемнадзор, Госатомнадзор).
Внутриведомственный госнадзор за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют органы исполнительной власти РФ субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Госнадзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
При защите прав работников не должны нарушаться права работодателя. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора). Закон устанавливает: порядок проведения мероприятий по контролю; права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля; меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов госконтроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом госконтроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
1.Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – виды охранительной деятельности специально уполномоченных органов и общественных организаций, направленные на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.
Надзор – деятельность госорганов по обеспечению точного неукоснительного и единообразного исполнения законов. Надзор отличается следующими специфическими особенностями:
1) надзор ведется за деятельностью предприятий всех форм собственности и должностных лиц, не находящихся в административном подчинении у органов, осуществляющих государственный надзор
2) органы, осуществляющие государственный надзор наделены административными и юрисдикциоными полномочиями властного характера, которые строго определены в правовых нормах
3) указанные правомочия органов государственного надзора направлены не на выполнение оперативно-исполнительской деятельности, а на создание правоохранительных актов индивидуального значения.
Надзорная деятельность этих органов предполагает не только наблюдение за трудовым законодательством, но и исследование каждого случая трудового правоотношения, а также властные разрешение правовых споров, применение правовых санкций. Все это происходит на основе создания правоохранительного акта индивидуального значения, представляющего собой акт юрисдикции или акт применения права.
Контроль – проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям НПА.
В отличии от надзора, контроль является частью организационно-исполнительской деятельности органов государственной власти и органов государственного управления.
Различия:
Надзор – деятельность госорганов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль – составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам.
2.В ст.462 ТК указано, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства составляют специально уполномоченные госорганы, действующие в соответствии с законодательством. Назначение этих органов – обеспечение соблюдения трудового законодательства.
Особое место в системе органов контроля занимают высшие и местные органы власти и управления. Общий контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют парламент, президент, правительство и министерства и государственные комитеты, местные исполнительно-распорядительные органы.
Парламент РБ принимает законы, в соответствии с которыми принимаются законы о труде и осуществляется контроль за соблюдение трудового законодательства.
Президент РБ, издавая декреты и указы по трудовым отношениям, в общем плане посредством их осуществляет контрольные функции за соблюдением трудового законодательства.
Правительство РБ, принимая постановления, осуществляет общий контроль за соблюдением трудового законодательства. Такое же значение имеют распоряжения и постановления МИРО, рассчитанные на неоднократное их применение.
Министерства и государственные комитеты осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства на подчиненных им предприятиях путем издания инструкций, точное исполнение которых позволяет проводить ведомственный контроль (министерство труда и соцзащиты). Министерство является органом республиканского управления, которое осуществляет управление и государственный контроль за соблюдение трудового законодательства, занятости, миграции, координирует деятельность других ОГУ.
Органы надзора – департамент государственной инспекции труда и социальной защиты, МЧС, органы государственной экспертизы условий труда, департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, государственный санитарный контроль, органы пожарного надзора при МЧС прокурата РБ – закон от 8 мая 2007г. №220-З «о прокуратуре».
Задачами прокураты являются:
1) обеспечение верховенства права, законности и правопорядка
2) защита прав и законных интересов граждан и государственных интересов
В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов, декретов и др. При установлении нарушений трудового законодательства прокурор применяет следующие меры реагирования:
1) опротестовывает решение и правовые акты РОГУ или отменяет их
2) дает письменные указания по делам об административных правонарушениях
3) вносит представление, выносит предписания, официальные предупреждения
4) обращается за защитой нарушенного права в суд
5) составляет протоколы об административных правонарушениях