Актуальная стратегия развития молодежной политики РФ

1. Преодоление последствий демографического кризиса – бэкграунд государственной молодежной политики

2. Учет и систематизация работы с молодежным человеческим капиталом

3. Общее совершенствование человеческого капитала. Для ее достижения необходимо решить такие задачи, как сокращение потерь, внедрение более эффективных технологий реабилитации, социализации и профессионализации, а также возрождение системы научно-технического творчества молодежи.

Эта задача отчетливо разделяется на две составляющих.

Первая– это социализация групп молодежи, оказавшихся не включенными в социум. Ее, в свою очередь, можно разграничить на два направления: работа с контингентом, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (ТЖС) («трудные подростки», преступники, наркоманы, алкоголики и т.п.) и социализация инвалидов.:

- снижение уровня абортов в возрасте 11 – 29 лет. Нужна системная работа с молодыми беременными женщинами – компания социальной рекламы, психологи в женских консультациях, помощь волонтеров матерям-одиночкам, развитие системы детских садов на дому. Потенциал снижения числа молодежных абортов даже без существенных инвестиций оценивается в 15–25%.

- реабилитация и социализация наркоманов и алкоголиков. Существует достаточно технологий («Возрождение», «Феникс», «Ступени»), принцип которых – вырвать из привычной среды, провести медицинскую реабилитацию, поместить в заинтересованный социум. Эти технологии дают хорошие результаты с рецидивами не более 5-10% на отрезке полгода - год. Однако прямое тиражирование затруднено, необходима доработка проектов на основе мультиплицированной технологии, масштабная подготовка специалистов, создание инфраструктуры.

Профилактику рецидивной преступности в молодежной среде можно выделить в качестве отдельного блока. Следует учитывать, что новые, эффективные методики уже имеются и хорошо отработаны в ряде региональных проектов:

- система ювенальной юстиции (базовые площадки – Санкт-Петербург, Саратовская и Ростовская области), демонстрирующая снижение рецидивов до уровня ниже 5% (при среднероссийском уровне – 40%);

- тиражирование методики ООО «Новое поколение» (Санкт-Петербург): вовлечение подростков, совершивших правонарушение, в трудовую деятельность на специальных площадках, в том числе - в колониях. Здесь рецидивов менее 5%, а уровень социальной адаптации возрастает в два раза по сравнению с традиционным подходом;

- введение системы персональной ответственность органов власти за каждого подростка в группе риска (опыт Тюмени);

- сопровождение и реабилитация вышедших из мест заключения – помимо тренинговых и обучающих программы в колониях, необходима эффективная «биржа труда» на выходе.

Реабилитация и социализация инвалидов – самостоятельное и чрезвычайно объемное направление, которым государство пока всерьез не занималось. Здесь необходима разработка развернутой многокомпонентной программы социализации инвалидов и включения их в общественно полезную деятельность.

Вторая задача – грамотное использование потенциала молодежи. Для ее решения необходимо развивать систему профориентации:

внедрение тестирования на профессиональную предрасположенность в школах,

полноценное информирование о возможностях в различных сферах деятельности.

4. Воспитание «новой элиты»

Первоочередной целевой группой государственной молодежной политики становится талантливая молодежь, для которой необходимо создать систему преференций и эффективно работающий «социальный лифт», приводимый в действие личными способностями молодого человека.

- конкурсы идей (подобные «mit100k») – конкурсы венчурных проектов, сводящие на одной площадке венчурный капитал и выпускников вузов. Ожидаемый результат - поддержка проектов, организация постоянной связи между капиталом и талантливой молодежью, поддержание атмосферы «честной конкуренции», которая является важнейшей составной частью инновационной культуры;

- система отбора и воспроизводства лидеров - людей, бесконечно ищущих новые возможности, ошибающихся, готовых брать ответственность на себя, способных формировать команды и вдохновлять их на амбициозные проекты. Поскольку наше общество пока не только не настроено на принятие лидеров, но зачастую и активно их отторгает, здесь необходима государственная программа поддержки;

- фестивали научно-технического творчества молодежи (подобные «First» - фестивалю роботов) для старшеклассников. Яркие, красочные, привлекательные для молодежи мероприятия, поддерживающие у молодых людей интерес к технологической сфере и вовлекающие ее в культуру технических инноваций;

- бизнес-конкурсы, развивающие экономическую культуру. Представляется необходимым создание на федеральном уровне структуры, которая прицельно занималась бы поддержкой молодежных бизнес-проектов (с созданием соответствующей законодательной базы). Нынешние конкурсы молодежных бизнес-проектов локальны, имеют низкий реальный КПД и обычно ставят целью не поддержку бизнес-проектов, а своего рода «обучение», чего сейчас уже недостаточно;

- продюсирование талантов – обучение и вовлечение лучших через систему наставничества со стороны успешных ученых и бизнес-лидеров. В части бизнеса – это технология «бизнес-серфинга», в части науки и НТТМ – создание системы стажировок в ведущих исследовательских центрах за рубежом с прицелом на последующее создание «зеркальных лабораторий» в России;

- создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компоненты сконцентрированы на ограниченной территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне). При этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов - одни кафе, улицы, мероприятия, одна среда общения. В России есть несколько площадок, на основе которых возможно создание таких центров (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, наукограды) – с высокой плотностью качественных учебных заведений и, соответственно, молодежи, которая при благоприятных условиях сама будет стремиться к включению в такую сеть;

- возможно, есть смысл рассмотреть варианты проведения национальных конкурсов на социальную мобильность (легкую смену работы, учебы, образа жизни).

5. Глобализация российского молодежного проекта

Речь идет о необходимости развития разветвленной системы социальных сетей, включающей создание русскоязычных общероссийских и международных структур, ориентированных на поиск талантов, экспорт технологий, знаний, коммуникации и культурной атмосферы инновационно-внедренческой среды (стиля, языка и т.п.).

6. Внедрение новых поведенческих стратегий

Молодежная политика должна предусматривать создание позитивных моделей поведения и образцов для подражания, фокусирующихся на идее развития собственных возможностей и видения своего личного успеха как части общего успеха Российского государства.

Основой этой политики видится государственная программа повышения статуса таланта в российском обществе. Главная ее задача - создать моду на талант, убедить общество в том, что талантливая молодежь - наше главное богатство и главная надежда на будущее. Национальными героями должны стать учителя, воспитывающие талантливую молодежь.

7. Инфраструктура

Такая организация молодежной политики предполагает функционирование сетевой инфраструктуры, базовыми узлами которой должны стать молодежные ресурсные и творческие центры, «острова», лагеря, локальные сетки лидеров-идеологов.

Выводы

- состояние субъектов МП в настоящий момент можно характеризовать как переходное: от политики «социальной инвалидности» - к включению в решение общегосударственных задач, связанных с необходимостью системного обновления российской экономики;

- нормативно-правовая база МП в России находится сейчас в стадии становления;

- следует признать, что существует фундаментальный разрыв между актуальными задачами МП РФ с одной стороны и имеющимися у нас инструментами ведения такой политики - с другой;

- указанный разрыв усугубляется инерционным мышлением региональных субъектов молодежной политики, а также отсутствием реальной координации между их действиями и инициативами федерального Центра;

- это, в свою очередь, ведет к тому, что действия федерального и региональных субъектов молодежной политики РФ зачастую противоречат друг другу;

- разрыв между инструментами и задачами МП заставляет нас ставить вопрос о скорейшей разработке и принятии Федеральной целевой программы по молодежной политике на 2009-2012 гг.

Ведущие направления Государственной молодёжной политики в РБ

1. Содействие в решении жилищного вопроса молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом особое внимание уделяется поддержке приоритетных категорий молодых семей, к которым относятся - многодетные семьи, семьи, где оба супруга работают в бюджетной среде, семьи участников вооружённого конфликта в Чеченской Республике и антитеррористической операции на Северном Кавказе, семьи молодых специалистов работающих в сельской местности.

2. Социально-психологическая реабилитация участников боевых действий

В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан № УП-70 от 4 февраля 1997 года «О социальной защите военнослужащих, участвовавших вооружённом конфликте в Чеченской Республике» в Республике Башкортостан были созданы Республиканская служба и Региональные центры социально-психологической реабилитации участников локальных вооружённых конфликтов и боевых действий.

Созданы Комитет по социальной защите военнослужащих и членов их семей РБ и общественные объединения участников локальных вооруженных конфликтов и боевых действий.

3. Трудоустройство и занятость молодёжи.

27 сентября 2000 года при Госкоммолодежи был создан Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи. Центр является некоммерческой организацией, финансируемой за счет республиканского и местных бюджетов.

Республиканская молодёжная общественная организация «ШТАБ СТУДЕНЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ БАШКОРТОСТАНА»

4. Социально-психологическая помощь семье, детям, молодёжи.

Первым шагом на пути создания республиканской системы оказания социально-психологической помощи явилось создание в 1990 году в Уфе двух первых в республике учреждений социально-психологической помощи детям, семье, молодежи, которые начали работать как городские. В настоящее время одно из этих учреждений – психолого-медико-социальный центр сопровождения «Индиго» имеет статус городского, второй же центр в 1995 году получил статус республиканского.

На сегодняшний день в республике действует более 250 учреждений, подведомственных органам по делам молодежи, из них 206 подростковых и молодежных клубов и центров по месту жительства. 43 учреждения (службы, кабинеты)

5. Работа с детьми, подростками, молодёжью по месту жительства

Одним из основных приоритетов в области молодежной политики являлось расширение сети детских, подростковых, молодежных клубов и центров, укрепление их материально-технической базы для организации культурного досуга подростков и молодежи, приобщению их к здоровому образу жизни.

Деятельность секций и объединений организована на бесплатной основе и ориентирована, прежде всего, на детей и подростков из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей – несовершеннолетних группы «социального риска», а также на подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в комиссиях и инспекциях по делам несовершеннолетних. В связи с этим, одной из важнейших задач в организации деятельности подростково-молодежных учреждений по месту жительства является профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защита их прав, профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и других негативных явлений в подростково-молодежной среде.

Таким образом, в 2004 году в ведении органов по молодежной политике находилось 4 Дворца молодежи (г.г. Октябрьский, Нефтекамск, п. Наумовка Стерлитамакского района, п. Николо-Березовка Краснокамского района), 20 молодежных центров (Бакалинский, Бураевский, Благоварский, Гафурийский, Илишевский, Кигинский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Нуримановский, Чишминский, Шаранский районы, г.г. Агидель, Баймак, Белорецк, Кумертау, Сибай, Учалы, Октябрьский район г. Уфы и Ленинский район г. Уфы и Центр допризывной подготовки молодежи г. Уфы), 13 объединений подростковых клубов (Бураевский район, г.г. Мелеуз, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, Туймазы, Янаул, Демский, Калининский, Кировский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Советский районы г. Уфы) и 79 подростково-молодежных клубов в городах и районах республики.

6. Военно-патриотическое воспитание молодёжи

Существует две модели социальной работы с молодежью - интегративная и дефицитная .

Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле,
которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства.

Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитнуюмодель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально - экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

- Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящиеся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения.

Центр состоит из отдела социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, кабинет анонимного приема.

- Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде.

- Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра - оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находившимся в состоянии дезадаптации, с целью "вживления" их в социосферу предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи вернувшихся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам.

- Консультационный центр для подростков и молодежи предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону.

Социальный приют и др.

В вопросах профилактики агрессии и насилия в молодежной среде задачей первостепенной важности является создание системы уличной социальной работы, включающей мобильные группы специалистов, ориентированных на выявление неформальных подростковых и молодежных объединений на уровне микрорайона, организующих каналы общения социальных учреждений с молодежной субкультурой, разрабатывающих специальные программы по коррекции и реабилитации. Уличные социальные работники призваны выполнять функции посредников между подростками «группы риска» и оперативными службами, учреждениями. Органы по молодежной политике могли бы взять на себя задачу подготовки таких специалистов, а также шире использовать возможности студенческих отрядов правопорядка и добровольцев.

Наши рекомендации