Тема 6. Причины повышения внимания к деловой этике
1. Рост уровня корпоративности в настоящее время
2. Информационная революция
Методические указания для подготовки ответов:
Первый вопрос.Потребность введения современных производственных технологий часто равнозначна необходимости значительных экономических нововведений в работе крупных корпораций. Эта так называемая экономика в масштабе корпорации создает мощные экономические стимулы для роста корпораций по горизонтали и вертикали. На самом деле такой рост корпораций становится важной отличительной чертой во второй половине XX в. Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри них. При этом возникает все более яркая тенденция, типичная для бюрократических структур, ответственных за принятие решений, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу, стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому, что самым серьезным образом подавляется личная инициатива. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких организационных структур, что также приводит к возникновению ситуаций, когда даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это и делается для блага корпорации.
Второй вопрос.Второе историческое изменение в организации современного бизнеса - это информационная революция. С появлением компьютера после Второй мировой войны жизнь на планете Земля фундаментально изменилась. Сбор, хранение, обработка и анализ данных на таком уровне, какой обеспечивает компьютер, произвели настоящую революцию - информационную революцию, которая оказывает гораздо более значительное воздействие на человеческие сообщества, чем промышленная революция середины XVIII в. Новый импульс компьютерные технологии получили в 90-е гг., с развитием всемирной компьютерной сети Интернет, которая связала миллионы компьютеров на всех континентах (кроме, может быть, Антарктиды) в единое информационное пространство.
Компьютер и сконцентрировал информацию, и сделал ее гораздо более доступной. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источникам информации, чем когда-либо за всю историю человечества. С другой - использование компьютера допускает массовую концентрацию сугубо личной информации о людях и об их привычках. Такой сбор и централизация подобной информации могут быть использованы весьма конструктивно, например для расширения демократических процессов в обществе и лучшего осознания запросов и потребностей людей, или же узурпироваться узкими группами лидеров для использования этой важной информации в личных целях.
В любом случае компьютерная и информационная эра уже наступила. Современные профессионалы бизнеса - главные идеологи информационной эры - несут ответственность за формулирование и введение в жизнь этических законов поведения (иногда называемых компьютерной этикой, сетевой этикой и т. п.), на которых должны базироваться демократические общества.
Литература:
а) основная литература:
3) Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова .- Изд. 2-е, испр. и доп.- М. : ИНФРА-М, 2009;
4) Балашов Л. Е. Этика : учеб. пособие / Л. Е. Балашов .- 2-е изд., испр. и доп.- М. : Дашков и К, 2008.
б) дополнительная литература:
7) Борисов, В.К. Этика деловых отношений: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2010.
8) Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
9) Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002.
10) Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
11) Столяренко. Психология и этика деловых отношений. М., 2003.
12) Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 2003.