Историко-эволюционный подход

Реальность "человек" начинает анализироваться с точки зрения его развития.

Возникает вопрос: Если речь идёт об эволюционном подходе, хорошо бы точно знать направления, по к-ым эволюционировал человек.

Изначально в голову приходит два ответа: биологический и культурный уровни эволюции. Зачастую разделить эти две линии невозможно (пример с изчезновением волосяного покрова). Получается, что в некоторых случаях культурная эволюция связана с изменением бологии человека.

Биологической эволюцией человека занимается антропология.

При дальнейшем рассмотрении оказывается, что двух линий эволюции становится недостаточно. Возникает ещё интерес к социальной эволюции человека. Соц и культурная эволюции тесно связаны. Пол – характеристика биологическая. Развитие социума повлияло на развитие биологич. Линии. Корсет.

Четвёртая линия эволюции человека: естественная и искусственная природа. Эволюция человека, выраженная в техническом прогрессе. Но нас интересует только те технологические изменения, к-ые непосредственно влияют на биологическое развитие человека.

Пример: в Японии запрещают детям до 12 лет работать со сложной техникой (компьютер, мобильный телефон и т.д.) Это связано с тем, что у детей при взаимодействии со сложной техникой развивается плоскостное зрение. Дело в том, что на экране изображение двумерное, без какой-либо протяжённости.

Функциональный орган – техническое приспособление, расширяющее возможности человека (машина, компьютер, микроскоп, телескоп и т.д.) Классический пример функционального органа - протез руки, ноги или микрочипы, вживляемые в тело человека. У Асмолова вводится понятие ноосферы. («Системная историко-эволюционная методология человекознания: исходным положением, на которое опирается эта методология, является идея о том, что ключ к пониманию природы человека лежит не в нем самом как некотором телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь. В естественных науках наиболее концентрированное выражение эта идея нашла в фундаментальных исследованиях В.И.Вернадского, который последовательно отстаивал представления о необходимости перехода от организменного уровня анализа биологических свойств человека к изучению человека в популяционно-видовом, биоценотическим и биосферном типах организации жизни, а социальных качеств человека — в системе ноосферы, то есть созданной деятельностью творческой мысли человечества сфере разума»).

Применяется слово «эволюция» (развитие в сторону улучшения, от низшего к высшему), но неверно думать, что все 4 линии двигались в сторону улучшения. Утерян секрет краски для иконописи, неизвестна технология стоительства пирамид. В определенные моменты 1 из эволюций может остановиться, а другая продолжать свое развитие. Эволюция человека не идёт прямолинейно (не носит поступательный характер): в этом процессе могут наблюдаться петли и даже регресс технологический, биологический и т.д.

Поэтому нельзя говорить, что последующее поколение лучше или более развито, чем предыдущее.

Некоторые ученые считают, что существует 2 пути, по которым могла пойти эволюция человечества: влияние на живую природу, изменение живых объектов (селекция, приручение диких животных и т.д.) и взаимодействие с предметами природы неживой, изменение неживых объектов. Технологическая линия эволюции приводит к гибели человечества.

Существует 2 базовых метода психологии: системный подход и историко-эволюционный подход.

Родоначальник системного подхода – Вернадский. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство. Согласно системному подходу каждое явление надо рассматривать как систему.

Общие характеристики системы:

• Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимости из какой-либо части системы ее свойств как целого;

• Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом;

• Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь закрытый или открытый характер. (Вернадский доказал, что закрытой системы не бывает);

• Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может одновременно быть элементом данной системы и сам включать в себя другую систему;

• Множественность описания – каждая система, являясь сложным объектом, в принципе может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества ее отображений.

К системному подходу обращаются, когда возникает задача синтеза различных знаний, выражающих общее стремление исследований к созданию целостной картины явления или процесса. Системный подход – связующий элемент между философской методологией и методологией конкретных наук.

Системная методология анализа развития человека включает следующие положения о человеке:

1. Человек выступает как «элемент» различных систем, в которых он приобретает и выражает присущие этим системам различные качества.

2. Человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем.

3. Необходимым моментом понимания человека является анализ целевой детерминации различных систем, в том числе исследования зарождения, развития и функционирования целеустремленных систем (так называемый объективный телеологический подход).

4. Системная методология как задачу исследования выделяет вопрос о необходимости возникновения феномена личности, о том, «для чего нужна личность» в процессе развития природы и общества.

5. Системный анализ неизбежно обращается к поиску тех «оснований» систем, посредством которых происходит взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой.

Большинство ученых пришли к решению, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности.

Представления общей теории систем, хоть и дают возможность более явно выделить характеристики исследуемых ими объектов (целостность, организация связей внутри системы, иерархии уровней управления системой и т.п.), недостаточно эффективно выполняют собственно методологическую функцию системного подхода — функцию поиска новых путей познания сложных целостных объектов и постановки новых проблем исследования. Следовательно, многие представители конкретных наук не видят особой необходимости в обращении к методологии системного подхода.

Историко-эволюционный подход в психологии личности позволяет выделить универсальные закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и, тем самым, открывает возможность междисциплинарного и внутридисциплинарного синтеза представлений о психологии личности.

Общесистемные принципы анализа в историко-эволюционном подходе:

1. принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции;

2. принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость;

3. принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв вариативности этих систем в неопределенных критических ситуациях их существования;

4. принцип возможности превращения преадаптивной активности избыточных элементов эволюционирующей системы в адаптивную активность данной системы;

5. принцип возрастания влияния преадативных избыточных элементов эволюционирующей системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях.

Наши рекомендации