Глава 2. Экспериментальное изучение влияния СМИ на социальные установки
Ход и процедура исследования
Настоящее исследование имеет целью изучение влияния средств массовой информации на социальные установки личности.
Объектом исследования: Школьники
Предмет исследования: отношение школьников к средствам массовой информации.
Гипотеза исследования: под влиянием средств массовой информации наблюдаются изменения социальных установок.
Выборка исследования: учащиеся 9 - 10 классов. Всего в исследовании принимало участие 10 человек, из них 5 девушек, 5 юношей. Средний возраст учащихся 15,4 лет.
В качестве методов исследования были выбраны:
1. Метод семантического дифференциала Осгуда, цель которого – изучение социальных установок по отношению к средствам массовой информации (2).
2. Шкалирования по Лайкерту – цель которой – изучение аттитюдов (8).
Описание методов приводится в приложении 1.
Исследование осуществлялось в групповой форме. В процессе исследования школьникам было предложено выяснить свое отношение к средствам массовой информации.
Школьники активно принимали участие в исследовании, проявили интерес в процессе работы. Исследование осуществлялось без вмешательства посторонних отвлекающих факторов, что позволило выявить наиболее высокие результаты.
Обсуждение результатов исследования
Проведенное исследование позволило выявить следующие результаты, отраженные в таблице 1 (См. таблицу 1):
Таблица 1
Результаты исследования аттитюдов по методике семантического дифференциала
№ п/п | Испытуемые | Возраст | Пол | Показатели, балл | |
Положительное отношение | Отрицательное отношение | ||||
1. | Т. К. | Муж. | |||
2. | Л. Н. | Жен. | |||
3. | Л.В. | Жен. | |||
4. | Д.Е. | Муж. | |||
5. | И.К. | Муж. | |||
6. | Т.У. | Жен. | |||
М.Р. | Муж. | ||||
Ф. Б. | Жен. | ||||
Е. Т. | Муж. | ||||
И. П. | Жен. | ||||
N | 43,4 | 18,7 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что опрошенные школьники имеют положительное отношение к средствам массовой информации. Школьники считают их веселыми, увлекательными, необходимыми. Известно, что данный возраст характеризуется процессами сепарации от семьи. Влияние социальных установок родителей, педагогов теряет свое значение. Вместе с тем, подростки ощущают острую потребность принадлежать к социуму. Таким образом, сохраняется тенденция интроективно отфильтровывая, только по принципу «скучно = плохо», «интересно = полезно», выстраивать жизненную позицию. Таким образом ,данные, полученные в результате методики, позволяют сделать вывод о влиянии средств массовой информации на социальные установки школьников.
В результате исследования аттитюдов по шкале Лайкерта были получены следующие результаты (См. таблицу 2):
Таблица 2
Результаты исследования аттитюдов по шкале Лайкерта
№ п/п | Испытуемые | Возраст | Пол | Средний балл |
1. | Т. К. | Муж. | 3,5 | |
2. | Л. Н. | Жен. | 4,2 | |
3. | Л.В. | Жен. | 3,6 | |
4. | Д.Е. | Муж. | ||
5. | И.К. | Муж. | 5,0 | |
6. | Т.У. | Жен. | 5,0 | |
М.Р. | Муж. | 4,8 | ||
Ф. Б. | Жен. | 5,0 | ||
Е. Т. | Муж. | 5,0 | ||
И. П. | Жен. | 4,2 | ||
N | 3,6 |
Из таблицы 2 видно, что данные школьники имеют доверительное отношение к средствам массовой информации. Данные, полученные по шкале Лайкерта, свидетельствуют о высокой степени влияния средств массовой информации на аттитюды школьников.
Таким образом, на основании исследования можно сделать вывод о том, что социальная установка в школьном возрасте у детей находится в стадии формирования, не является жестко закрепленной и поддается внешней коррекции. В результате этого, средства массовой информации, используя различные методы и приемы, воздействуют на школьников. Поэтому в школьном возрасте необходимо проводить профилактические меры по устранению нежелательного воздействия СМИ на социальные установки школьников. При целенаправленной организации работы со школьниками можно оказать существенное влияние на закрепление позитивной установки на воздействие СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение установки как аспекта личности впервые рассматривалось Д. Н. Узнадзе. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое характеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка. Узнадзе характеризует установку как модификацию живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это - личностный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент.
Социальная установка личности представляет собой занятую ею позицию, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека, то есть, как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом при этом руководствуется, почему одним мотивом, а не другим, по каким основаниям выбирает способ действий и т.д.
Существует две теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки: бихевиористская, основанная на принципе научения (социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки; а также когнитивистская (теория соответствия), согласно которой социальная установка изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.
Социальная установка изменяется под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Одним из внешних факторов можно с уверенностью назвать средства массовой информации. Поэтому в школьном возрасте необходимо проводить профилактические меры по устранению нежелательного воздействия СМИ на социальные установки школьников. При целенаправленной организации работы с подростками необходимо оказать существенное влияние на повышение критичности школьников к ценностям навязываемых средствами массовой информации.
На основании теоретического анализа нами было организовано исследование по изучению влияния СМИ на формирование установки. Всего в исследовании принимало участие 10 старшеклассников, из них 5 девушек, 5 юношей. Средний возраст учащихся 15,4 лет.
В качестве методов исследования были выбраны метод семантического дифференциала Осгуда, цель которого – изучение социальных установок по отношению к средствам массовой информации; а также шкалирование по Лайкерту, цель которого – изучение аттитюдов.
На основании полученных результатов, можно сделать общий вывод: социальная установка в школьном возрасте у детей находится в стадии формирования, не является жестко закрепленной и поддается внешней коррекции. Процессы сепорации от родительской семьи, характерные для этого возраста вызывают потребность смены авторитетов. В результате этого, средства массовой информации, используя различные методы и приемы, не могут не воздействовать на школьников, так как эта категория потребителей считает их интересными, увлекательными, необходимыми. Таким образом, они охотно замещают отторгаемое влияние семьи и школы на авторитет СМИ, которое в свою очередь могут легко изменять их социальные установки. Таким образом гипотеза подтверждена, задачи решены.
Результаты и выводы данной работы могут быть использованы в педагогической деятельности в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»
2. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999 - 375с.
4. Анохина Н. В. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение.// Социс. – 2000. - №1.
5. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, ТВ. – М.: МГУ, 1991
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.
7. Гримак Л.П. Вера как составляющая гипноза. // Прикладная психология. - 2001. - №6
8. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. – Калининград: Калиниградс. ун-т, 1999. – 292 с.
9. Дроздов А. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена. // Социс. – 2001. - №8. – С. 62-67
10. Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей. // Социс. – 2005. - №5. – С. 114-120
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005
12. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 269с.
13. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2003. – 400 с.
14. Науменко Т. В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию. // Вопросы психологии. – 2003. - №6. – с. 63-71
15. Науменко Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания. //Социс. – 2003. - №10. – С. 39-46
16. Педагогика: педагогические системы, теории, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
17. Полукаров В.Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии / Гуманит. ин-т телевидения и радиовещания.- М.: ПРИОР, 1998.- 398 с.
18. Психология толп / Сост.Боковиков А.К.- М.: Ин-т психологии РАН: Изд-во КСП+, 1999.- 412 с.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
20. Силласте Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи// Социология. – 2004.- №6. – С. 96
21. Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н.Засурского.- М.: Аспект-Пресс, 2001.- 259 с.
22. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002. - 350 с.
23. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. Ясавеев И.Г.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000.- 224 с.
24. Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
25. Шарков Ф. И., Баранова В. И. Аудитория и мониторинг СМИ //Социс. – 2005. - №10. – С. 106-109
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание методов исследования
Метод семантического дифференциала – это метод, который основан на предъявлении респонденту некоторой серии пар прилагательных, с тем чтобы выявить, как данный индивид понимает определенное понятие (или как он к нему относится). Респонденту предъявляется подобный список (выписанный обычно на отдельной карточке).
Инструкция: оцени свое отношение к средствам массовой информации по 7-балльной шкале, на полюсах которой располагаются антонимические прилагательные.
Измерение такого типа допускает варьирование как интенсивности (силы), так и направленности измеряемого отношения; при этом нейтральному отношению соответствует срединная точка шкалы. Порядок расположения прилагательных внутри каждой пары определяется случайным образом, чтобы избежать сдвига в сторону ответной тенденции.
Суждения: Итак, средства массовой информации:
1) скучные 2) эмоциональные 3) хорошие 4) нечестные 5) серьезные 6) шумные 7) приятные 8) деликатные 9) искренние 10) полезные | 1 2 3 4 5 6 7 — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — | интересные рациональные плохие честные веселые тихие неприятные бесцеремонные неискренние никчемные |
Обработка результатов осуществляется путем подсчета полученных ответов.
Шкалирование по Лайкерту. В этой методике каждому респонденту предъявляется некоторая серия утверждений (пунктов), требующих от него оценочных суждений. В каждом случае респонденту предлагается инструкция: укажите, согласны (или полностью согласны) вы или не согласны (или полностью не согласны) с приводимым утверждением.
Каждому ответу приписывается определенная числовая оценка в диапазоне от 5 до 1 (5 – “полностью согласен”, 1 – “полностью не согласен”, 3 – “не имею определенного мнения”). Чтобы получить суммарную меру предубежденности, свойственной конкретному индивиду, нужно сложить все оценки, проставленные против его ответов, и сумму разделить на число утверждений (пунктов).
1. СМИ, за редкими исключениями, все очень похожи друг на друга.
2. Средства массовой информации всегда вносят в жизнь оживленность.
3. Средствам массовой информации необходимо избавиться от своих вредных и раздражающих факторов: рекламы и т.д..
4. В средствах массовой информации есть что-то чуждое и непонятное мне; неясно, цель их существования.
5. Средства массовой информации всегда готовы внедриться в нашу жизнь, чтобы сделать ее нескучной.
6. Если средствам массовой информации дать больше свободы, то они начнут этим просто злоупотреблять и доставлять нам неприятности.