Экспериментальное исследование влияния психической саморегуляции на гармонизацию аддиктивной идентичности

На основании данных теоретических представлений о влияниянии психической саморегуляции на возможность гармонизации идентичности личности с виртуальной аддикцией, мы разработали систему мероприятий, направленных на формирование психической саморегуляции, гармонизацию идентичности личности с виртуальной аддикцией, а так же на снижение выраженности виртуальной аддикции. Данная система была реализована в форме тренинга психической саморегуляции с учетом рекомендаций Ю.В. Щербатых (2006), А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак (2008), Е.А. Горбатова (2008), А.О. Прохоров (2004), Л.П. Гримак (1987).

Тренинг психической саморегуляции направлен на развитие способности контроля и управления психофизиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения, приобретение навыков и умений контроля, регуляции и управления собственным состоянием и поведением. Основные задачи и направления тренинга саморегуляции представлены ниже.

Общая структура работы включает следующие компоненты:

а) Установление психологического контакта с испытуемыми.

б) Воздействие на непроизвольную сферу саморегуляции аддиктивной личности с целью нормализации психоэмоционального состояния участников тренинга.

в) Формирование осознанных способов саморегуляции психоэмоционального состояния личности, навыков самоанализа, позитивного мышления (воздействие на эмоциональную и когнитивную сферы идентичности аддиктивной личности).

г) Формирование навыков самоопределения и постановки жизненных целей, субъективизация оптимального поведения (воздействие на ценностный и поведенческий компоненты идентичности виртуальных аддиктов).

д) Контрольное тестирование для определения общей эффективности тренинга.

Программа тренинга психической саморегуляции была реализована в три этапа:

На первом этапе проводилось воздействие на непроизвольную сферу саморегуляции личности с целью объективизации внутренних ощущений участников тренинга (перевод с неосознанного или импульсивного уровня контроля на сознательный уровень), нормализации психоэмоционального состояния. Воздействие на данную сферу в системе тренинга навыков саморегуляции личности было направлено на решение следующих задач: 1) осознанное воздействие на непроизвольные (физиологические, биохимические) процессы; 2) нормализация психофизиологического функционирования организма; 3) обеспечение необходимой степени энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики.

Для решения поставленных задач использовались такие методы саморегуляции как БОС (биологическая обратная связь) – метод саморегуляции вегетативных функций человека [157], психофизиологические техники саморегуляции (дыхательная техника саморегуляции, метод «прогрессивной мышечной релаксации» Е.Джейкобсона) [71], упражнения на снятие мышечных зажимов [32].

На втором этапе проводилась работа на произвольном (осознанном) уровне саморегуляции. Целью работы на данном этапе являлось формирование осознанных способов саморегуляции функционального состояния личности, навыков самоанализа, позитивного мышления. Работа на данном этапе проводилась в двух направлениях: воздействие на эмоциональную и когнитивную сферы идентичности аддиктивной личности.

Основной целью первого направления являлась развитие способности к самоконтролю и саморегуляции эмоциональных состояний, формирование навыков рефлексии и регуляции негативных эмоциональных состояний (снижение интенсивности негативных эмоций, улучшение настроения, снижение уровня тревожности, повышение контроля над собственными эмоциональными реакциями). Воздействие на эмоциональную сферу в системе психологического тренинга саморегуляции было направлено на решение следующихзадач:1)создание условий для безопасного проявления своих эмоций (как положительных, так и отрицательных); 2) познание эмоциональных состояний, осознание особенностей эмоциональных состояний (негативных, позитивных), причин, их вызывающих; 2) выработка навыков использования экспрессивных средств для усиления или ослабления эмоционального состояния (своего и окружающих); 3) развитие навыков управления эмоциями и снятия эмоционального напряжения.

Для решения поставленных задач использовались методы аутогенной тренировки [115; 32]; создания позитивных визуальных образов; методики арт-терапии и музыкотерапии [157]; техники управления эмоциями [93; 157].

Целью второго направления работы данного этапа было формирование навыков самоанализа, позитивного мышления, развитие рефлексии. Основные задачи этого этапа включали в себя: 1) осознание автоматизмов, нереалистичных установок и когниций, изменение иррациональных, негативных установок; 2) формирование навыков управления мыслями, вызывающими психоэмоциональный дискомфорт; 3) формирование способности к самоорганизации, произвольной регуляции действий (целеполагание, планирование, самоконтроль); 4) формирование адекватного «образа Я» и самооценки на основе обратной связи от группы и консультанта.

Для достижения поставленных задач использовался целый ряд когнитивных техник: техника переключения внимания с мышления на восприятие («торможение мыслей») [71]; когнитивный самоанализ, изменение когниций и иррациональных установок (позитивное мышление) [71; 157]; эффективное целеполагание [71]; самопрограммирование с помощью представлений (внутренних образов) и программирующих речевых механизмов (самоанализ, самоконтроль, самоубеждение, самоодобрение, самоосуждение, самоприказ) [36].

На третьем этапе проводилась работа на личностном уровне саморегуляции через воздействие на ценностный и поведенческий компоненты идентичности виртуальных аддиктов. Осуществлялось формирование навыков самоопределения и постановки жизненных целей, включение в процесс ценностей и смыслов, субъективизация оптимального поведения.

Основной целью первого направления являлась гармонизация ценностного компонента идентичности аддиктивной личности. Поведение и деятельность человека направляется на осуществление целей жизни. Осознаваемая цель жизненно необходима человеку для сохранения его душевного равновесия. Наличие ближайших и отдаленных целей логически предопределяет существование конечной цели человеческого бытия. Согласно Г. Селье (1979), эта цель выражается в наиболее полном раскрытии человеком своих возможностей, вызывающим чувства надежности и уверенности. Для этого необходимо найти оптимальный уровень сбалансированности между темпом расходования энергетических ресурсов и постановкой цели в рамках своих возможностей. В русле данного направления решалась задача включения в процесс жизнедеятельности аддиктов новых жизненных ценностей и смыслов.

Для решения поставленной задачи использовались: алгоритм постановки жизненных целей [157]; упражнения тренинга самоопределения и достижения жизненных целей и тренинга личностного самопознания [93].

Целью работы второго направления явилась субъективизация оптимального поведения. Решения и стремления оставляют в нервной системе заметный след не сами по себе, а лишь тогда, когда они выливаются в определенные действия, становясь актами осознанного поведения. Эффективность управления поведением обеспечивает способность к внутренним усилиям, которые приучают психику к самоуправлению, к систематической организации поведения. Формирование желательного поведения осуществлялось в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Основные задачи этого этапа: 1) формирование уверенного поведения; 2) отработка новых форм реагирования в рамках реальной групповой работы.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы: метод управляемого монолога [36]; изменение телесного состояния, поведенческих паттернов [157]; визуализация; упражнения тренинга самоопределения и достижения жизненных целей и тренинга личностного самопознания [93], репетиция поведения (тренинг ассертивности) [70].

Таким образом, содержание программы тренинга саморегуляции психических состояний реализуется поэтапным освоением системы умений и навыков осознанной произвольной саморегуляции.

Об изменении в структуре идентичности личности аддиктов, уровне саморегуляции поведения и выраженности виртуальной аддикции после проведения саморегулятивного тренинга изложено в финальной части настоящей главы.

Для анализа влияния выбранных психокоррекционных методов на выраженность виртуальной аддикции использованы методы сравнения средних и t-критерий Стьюдента для связанных выборок. В таблице 5 представлен анализ данных по тестам «Интернет-аддикция», «Склонность к зависимому поведению» и «Потребность в ощущениях» в группе виртуальных аддиктов и в группе риска, демонстрирующий общую эффективность тренинговых мероприятий.

Анализ показал, что тренинговая программа в целом имеет высокую эффективность – после проведения психологических методов воздействия в обеих группах на значимом уровне снизились проявления виртуальной аддикции и несколько уменьшена склонность к зависимому поведению.

Таблица 5

Наши рекомендации