Информативно-целевой анализ
Традиционный анализ
- это неформализованный анализ сути материала с заданной точки зрения.
Включает обычное понимающее восприятие текста (изображения, речи), выделение смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями анализа. Методы традиционного анализа в значительной мере основаны на интуиции исследователя -> возможны субьективные смещения. Данный анализ стремится исчерпать содержание документа.
Для повышения достоверности этого анализа его процедура включает внешнее и внутреннее исследование документа.
Внешний анализ посвящен изучению обстоятельств возникновения документа, его задача – установить время и место появления, авторство, цели публикации и т.д. Способствует правильной интерпретации фактов и суждений, приведенных в документе.
Внутренний анализ занимается собственно изучением фактов, мнений и идей, представленных в тексте.
Достоинства. Выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и мотивов его появления, исчерпывающе раскрывает содержание текста.
Недостатки. Субъективность. Трудоемкость.
Область использования. Описание социально-психологических процессов и явлений, воздействия маркетинговых коммуникаций, корпоративного профиля фирмы и ее конкурентов, в том числе в динамике.
Используется как самостоятельный метод сбора данных кабинетных исследований и в комбинации с полевыми или экспертными методами. Используется как метод анализа результатов, полученных с помощью неструктурированных методов полевых исследований.
Контент-анализ
- это формализованный анализ наличия в содержании материалов из вторичных источников определенных смысловых категорий и качественно-количественный анализ содержания.
Количественный анализ заключается в установлении частоты появления в тексте тех или иных единиц (характеристик) содержания. Качественный анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного случая присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
Является самым технологичным методом кабинетных исследований – подходит для автоматического мониторинга больших информационных потоков. Контент-анализ достаточно гибок для того, чтобы в его рамки мог быть успешно вписан разнообразный круг исследований других типов.
Область применения:
¾ изучение социально-демографического и социально-психологического портрета целевой аудитории
¾ выявление глубинных установок респондента
¾ выяснение политической, экономической ориентации СМИ
¾ раскрытие логических противоречий в текстах, например в заявлениях интересующих лиц или пресс-релизах компаний
¾ идентификация рекламной стратегии компании
Место среди других методов:
Используется как основной метод сбора данных и в комбинации с другими. Используется как метод анализа данных, полученных при других исследованиях.
Преимущества: Возможность статистической обработки, возможность автоматизации процесса, высокая объективность.
Недостатки: Неполное раскрытие содержания, необходимость однозначного правила формализации, большого массива информации.
Информативно-целевой анализ
- полуформализованный анализ документов, направленный на выявление и оценку информативности материалов.
И-Ц анализ выявляет содержательно-смысловую структуру текста и соотносит ее с замыслом общения, что позволяет обнаружить возможные отклонения в интерпретации текста со стороны других участников общения, т.е. оценить успешность коммуникации.
Преимущества: Оценивает способность автора реализовать коммуникативные намерения.
Недостатки: Пригодность только для текстовых материалов. Высокая трудоемкость
Возможности метода:
· оценка воплощения цели коммуникации, заложенной в тексте
· определение структуры текста
· установление возможности различных интерпретаций содержания текста
· выяснение адекватности восприятия текста
· «сжатие» текста для удобства анализа и работы с ним
Область использования:
· определение цели и стратегии маркетинговых коммуникаций, выявление интерпретаций и адекватности восприятия названий торговых марок или имиджа изучаемой организации или индивидуума
· формализация слабоструктурированных материалов для их презентации