Значение тайных знаков на пути героя
К ОБРЕТЕНИЮ СОКРОВИЩ
Роман Пауло Коэльо «Алхимик» - в высшей степени символическое повествование, в котором стираются границы между реальностью и магией. И прежде всего это касается тайных знаков на пути героя к обретению сокровищ.
Используя прием «вслед за автором», рассмотрим знаки на пути Сантьяго и постараемся их растолковать.
Так, поначалу дважды снится юноше сон как знак к перемене жизни: «Жизнь тем и интересна, что в ней сны могут стать явью»[1;29]. Когда друг пастуха без разговоров купил у Сантьяго отару овец, это был знак Благоприятного Начала Пути: «Жизнь хочет, чтобы ты следовал Своей Судьбе, и возбуждает аппетит вкусом удачи»[1;52].
Царь Салима Мельхиседек подарил мечтателю два камня – белый и чёрный – Урим и Туммим как знаки памяти («Когда не сумеешь разобраться в знаках, они тебе пригодятся»[1;53]): они должны были постоянно напоминать Сантьяго мечту о пирамидах и сокровищах.
Следуя Своей Судьбе, путник впервые понял, что знаки – «это язык, на котором говорит с ним Бог, показывая, чего от него хочет»[1;128] (см. Приложение №1. «Знаки как язык Бога»).
Странствие в поисках сокровищ обогатило героя романа новыми тайными знаниями, он научился читать знаки на пути к Своей Судьбе, проник в Душу Мира, овладел Всеобщим Языком. Мудрец Алхимик так определил сущность своей науки: «Наука эта в том, чтобы проникнуть в Душу Мира и найти там предназначенные тебе сокровища»[1;188]. Следовательно, алхимиком можно назвать не только двухсотлетнего старца, владеющего Философским камнем и Эликсиром Бессмертия, но и главного персонажа произведения – Сантьяго. В таком случае можно предположить, что название романа указывает на героя, отправившегося в путь навстречу своей мечте.
Тайное знание заставляет главного персонажа «Алхимика» задуматься над вечными вопросами бытия, следовательно, знаки на пути Сантьяго суть символы Судьбы, Пути, Любви, Выбора, Надежды.
ОТКРЫТИЯ САНТЬЯГО НА ПУТИ К МЕЧТЕ
Путь, пройденный главным героем романа Коэльо, – это не просто путешествие за сокровищами, это прежде всего дорога к своей мечте, к обретению себя настоящего, к самому себе. Чем дальше идет Сантьяго к Своей Судьбе, тем больше трудностей выпадает на его пути. Для достижения цели юноше приходится сочетать волю и упорство с умением приспосабливаться, быть гибким. Мужество и отвага помогают ему преодолеть отчаяние и страх перед будущим, пересечь пустыню и освободиться из плена, сохранить в своем сердце надежду и найти любовь. По дороге к пирамидам паломник встречает самых разных людей, беседы с которыми (по нашим наблюдениям, большую часть текста произведения занимают диалоги) обогащают его, делают мудрее (см. Приложение №2. «Открытия Сантьяго на пути к мечте»).
Одно из самых главных открытий, сделанных Сантьяго на пути к мечте, пришло к нему во время молитвы, когда «Любовь хлынула из его сердца, и юноша погрузился в Душу Мира, и увидел, что она – лишь часть Души Бога, а Душа Бога – его собственная душа, и он способен творить чудеса»[1;207].
В финале произведения путник, осуществивший мечту, делает еще одно открытие: «Жизнь и в самом деле щедра к тем, кто следует Своей Судьбе»[1;222].
Замечено, что все книги П.Коэльо отличаются «принципиальной смысловой незавершенностью»[6;44], герои никогда не достигают совершенства, но всегда остаются не пороге нового открытия себя и мира. «Алхимик» в этом отношении не является исключением, у него тоже открытый финал. Событийный сюжет романа завершается находкой сокровища, но «процесс самоидентификации персонажа остается незавершенным»[6;44]: Сантьяго отдается дуновению южного ветра, несущего «аромат, звук и вкус поцелуя»[1;222] Фатимы – его любви и судьбы. Впереди у героя, как нам кажется, – новое странствие к обретению единства с любимой, к новым открытиям по дороге познания самого себя, по пути следования Своей Судьбе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы над заявленной темой мы проанализировали путь героя романа Пауло Коэльо «Алхимик» к мечте и пришли к выводу, что мотив пути – основной мотив произведения.
1. Мотив пути является связующим звеном всех эпизодов романа, диктует композиционные особенности (кольцевая композиция, открытый финал).
2. Мотив пути определяет главенствующий у Коэльо хронотоп путешествия: пространство и время словно перетекают друг в друга, образуя единое целое.
3. Следуя Своей Судьбе, герой произведения познает Всеобщий Язык, погружается в Душу Мира, учится читать знаки. «Алхимик» - в высшей степени символическое повествование, и знаки на дороге Сантьяго суть символы жизненного пути, которые помогают страннику обрести свою мечту.
4. Приключения Сантьяго в поисках сокровищ, встречи с царем Салима и Алхимиком, другими персонажами романа приводят героя Коэльо к судьбоносным открытиям. Юноша научился слушать свое сердце, верить в любовь и мечту, следовать Своей Судьбе, не отступать перед трудностями, постиг смысл существования алхимии и законы Вселенной. Так происходит духовное обогащение героя, познание самого себя, своей души.
5. Мотив пути объединяет два плана авторского повествования: сюжет внешний, событийный (поиски сокровищ) и внутренний, психологический (путь героя к самому себе, к обретению собственного «я»). Путь и поиск выковывают характер, изменяют человека.
Роман П.Коэльо «Алхимик» помогает нам лучше понять самого себя, открыть неведомые стороны собственной души, вспомнить свою мечту, не колебаться в выборе пути, не бояться нести ответственность за свое решение, идти к цели собственной дорогой, потому что именно так сможешь чего-то добиться.
«Алхимик» предоставляет много возможностей для литературоведческого исследования. В перспективе было бы интересно рассмотреть жанровые особенности произведения в сравнении с другими известными притчами (например, с притчей-сказкой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») или проанализировать язык и стиль писателя.