Школа количественных методов (с 1950 г.)
Тема 2. Основные направления управленческой мысли, научные школы и подходы
Начала научно-обоснованной экономики и управления заложены трудами шотландца Адама Смита (1723-1790 гг.) и английского экономиста Давида Рикардо (1772-1823гг.). Смелая идея Адама Смита о способности рыночной системы к саморегулированию позволила ему сделать обоснованный вывод о разумности минимального воздействия государства на экономику.
Научные основы управления производством были заложены в 1900-1920 годах американским инженером Фредериком Тейлором. В 1911 - книга «Принципы научного управления», на его надгробии начертано «Отец научного управления». Фундаментальное здание научного управления он построил на четырех «столбах»: нормирование труда, сроки выполнения, правильная расстановка сил, справедливое вознаграждение за конечный результат. Для повышения эффективности труда он эффективно пропагандировал специализацию.
Одним из лидеров движения за научное управление и автором книги «12 принципов производительности» былГенри Эмерсон. Он, например, писал: «Неопределенность, неуверенность, отсутствие четко поставленных целей у исполнителей является лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия четко поставленных целей у самих руководителей».
Генри Форд, инициатор поточно-массового производства, книга «Моя жизнь – мои достижения».
Школы управления
1. Школа научного управления(1885-1920 гг.)(Фредерик Тейлор) с самого начала стремилась к поиску наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов.
Основу теорий этой школы составляют идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.
Достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего контроля.
Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления:
§ внедрение экономических методов работы;
§ профессиональный подбор и обучение кадров;
§ рациональная расстановка кадров;
§ сотрудничество администрации и работников.
Идеи Тейлора были развиты его последователями — Г. Гантом, Ф. Гилбрейтом, Г. Эмерсоном.
Человеческий фактор – не во внимании.
2.Административная школа в управлении(1920- 1950 гг.) преследовала такие цели, как повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления, затрагивавших два основных аспекта:
§ разработку рациональной структуры организации;
§ построение на ее основе рациональной системы управления персоналом — бюрократической модели.
Анри Файоль - разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению предприятием.
Его важный научный вывод - концепция непрерывности управленческого процесса с четырьмя основными функциями: планирование, организация, координация и контроль.
сформулировал 14 принципов менеджмента (разделения труда, ответственности, дисциплинированности, единоначалия, единства действий, подчиненности личных интересов, использования вознаграждения, централизации, «скалярности (непрерывности) цепи», порядка, справедливости, стабильности персонала, поощрения инициативы, корпоративности).
Макс Вебер - провел анализ деятельности бюрократических систем, построил модель идеальной бюрократии, основанную на жестко регламентированных принципах иерархической структуры, и сформулировал концепцию рационального управления. С его точки зрения, идеальная, наиболее эффективная система управления — бюрократическая. Бюрократия в организации характеризуется:
§ быстротой принятия решений;
§ оперативностью в решении производственных вопросов;
§ жесткостью связей, что способствует устойчивости бюрократических структур и четкой направленности на достижение целей организации.
Важнейшей идеей Вебера, принятой в управлении, стала концепция социального действия.
Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности
Итог: административная школа, признавая значение человеческого фактора, не смогла осознать значимость эффективности мотивации труда.
3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930- 1950 гг.);
Элтон Мэйо (1880-1949) провел ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты». Изучая влияние таких факторов, как условия, организация груда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства, он сделал вывод об особой роли человеческого фактора в производстве.
«Хотторнские эксперименты» положили начало исследованиям: взаимоотношений в организациях, учету психологических влияний в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях, выявлению роли отдельного человека и малой группы в организации.
М. Фоллет (1868-1933) была видной представительницей этой школы. Основная ее заслуга в том, что она попыталась соединить идеи трех школ управления — научного управления, административную и школу человеческих отношений.
Фоллет определила три типа разрешения конфликтов:
§ «доминирование» — победа одной стороны над другой;
§ «компромисс» — соглашение, достигнутое за счет взаимных уступок;
§ «интеграция» — наиболее конструктивное примирение противоречий, при котором ни одна из сторон ничем не жертвует и обе стороны выигрывают.
Эффективность управления, по мнению сторонников концепции «человеческих отношений», определяется: неформальной структурой и прежде всего малой группой, взаимодействием работников, общим контролем, самодисциплиной, возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации, отказом от единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры организации работникам, а не наоборот.
Школа поведенческих наук - Основная цель школы - повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.
Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, А. Маслоу, Ф. Херцберг изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
По мысли А. Маслоу, у человека существует одна система (иерархия) потребностей, а по мнению Ф. Херцберга, две — качественно различные и независимые.
Наиболее сильными стимулами эффективности труда Херцберг считал не «хорошую зарплату», а интерес к работе и вовлеченность в трудовой процесс.
Школа количественных методов (с 1950 г.)
Данное направление в теории управления стало возможным благодаря развитию таких наук, какматематика, кибернетика, статистика.
Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В.В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др.
Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей.
Другое название школы - «школа науки управления». Эта школа применила экономике-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления