Методики диагностики формально-динамической стороны мышления
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Цель: изучение динамики и переключаемости мыслительных операций.
Оборудование: стимульный материал, ручка, секундомер.
Инструкция: «Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное задание не повторяется.
1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек).
2. (квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек).
3. (квадрат5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник, плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольник цифру 1 (3 сек).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую – на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, В – вверх, под буквой С галочку (3 сек).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа – плюс, в середине проведите диагональ (3 сек).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не «И», напишите сумму чисел 3+5 (3 сек).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 сек).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек).
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая – в прямоугольнике (3 сек).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек).
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево (2 сек).
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на3, иподчеркните остальные (5 сек).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек)».
Методика может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Она предполагает разделение на экспериментатора, диктующего задания, и испытуемых, выполняющих задания на специальных бланках. Экспериментатор перед проведением методики должен хорошо ознакомиться с содержанием заданий и во время процедуры тестирования произносить номер квадрата, в котором будет выполняться задание, т.к. номера заданий и номера квадратов на бланке не совпадают. Время, отпущенное на выполнение каждого задания, испытуемым не оглашается.
Обработка и интерпретация результатов: оценка производится по количеству неправильно выполненных и пропущенных заданий. Набранное испытуемым количество ошибок сопоставляется с нормативными показателями: 0 – 4 ошибки – высокая лабильность интеллектуальных операций, высокая динамика мышления; 5 – 9 ошибок – средняя переключаемость интеллектуальных операций, нормальная динамика мышления; 10 – 14 ошибок – низкая лабильность интеллектуальных операций, малоподвижность мышления; 15 и более ошибок – нарушение динамической стороны мышления, вязкость и тугоподвижность мыслительного процесса.
Стимульный материал: