Ii. различение понятий тема - проблема - тезис
Тема- круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведений, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Внимание!Необходимо помнить, что любой, предложенный для осмысления отрывок имеет тему, а, возможно, и несколько микротем, которые представлены в тексте.
Тема(греч.) буквально означает нечто, положенное в основу. Это предмет изображения, т.е. о чем говорится в данном тексте. В художественном произведении преломляются и бытие в его целостности, и феномены природы и человеческой жизни.
Наряду с общей темой, заявленной в целом тексте (рассказе, статье, очерке) в предложенном на экзамене отрывке присутствуют определенные микротемы, которые реализуются через систему словесных рядов.
Тема имеет объем и содержание.
Объем темы- это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает.
Содержание темы- это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, которые составляют объем данной темы.
Между объемом и содержанием темы существует обратная зависимость.
Например, для анализа предложены две темы по одному и тому же произведению:
1. Образ Андрея Болконского,
2. Пьер Безухов и Андрей Болконский - передовые интеллигенты своего времени.
Объем первой темы - раскрытие образа Болконского.
Содержание первой темы - все основные черты характера героя.
Объем второй темы намного шире, чем первый: два образа.
Содержание второй темы уже, чем первой, так как не все черты характеров героев можно сопоставить по сходству и различию.
Тема бывает по типу:
1. Актуальная (т.е. созвучная основным проблемам времени) или малоактуальная;
2. Общественно значимая (широкая) или частная (локальная);
3. Внехудожественная (явления жизни, относящиеся к внехудожественной реальности) или внутрихудожественная (тема замкнутого на себе творчества);
4. Декларируемая (т.е. представленная открыто, непосредственно) или существующая в подтексте(опосредованно).
Виды тем:
1. Вечные, т.е. общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков.
Например, темы отцов и детей, человеческого возраста, нравственности, греха и святости, любви и ненависти, войны и мира и т.д.
2. Национальные, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика.
Например, «Хождение за три моря» А.Никитина, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина.
3. Исторические - в них « фактор времени» является сверхтемой, «все прочие явления жизни» рассматриваются через призму истории.
Например, тема гражданской войны, тема коллективизации, тема крепостного права.
4. Внелитературные, т.е. самопознание художника, процесс творчества, творческие искания.
Например, гений и злодейство в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
Итак, тема - это объективная основа произведения, которая указывает в общих чертах на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности и отвечает на вопрос «Что изображено?»
Таким образом, тема - это то, о чем произведение, чему оно посвящено, что прежде всего бросается в глаза
Те́зис (греч. thesis — положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
— 1) в логике Т. называется утверждение, подлежащее доказательству;
— 2) в теории аргументации Т. — положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений;
— 3) одно из центральных положений некоторой концепции или теории;
ЗАНЯТИЯ 2-3
Тема: Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение.
Ход занятия
I. И ВНОВЬ ВОПРОСЫ...
Ответы на вопросы, которые волнуют выпускников,
с опорой на направление 1 «Разум и чувства»
Вопрос 1: В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения?
в форме вопроса | в форме высказывания (афоризма, пословицы) | в форме назывного (номинативного) предложения | в форме утверждения |
Должен ли разумный человек жить чувствами? | Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви. Сент-Экзюпери | Сплав разума и чувства | Любовь к родине – это проявление разума |
Должен ли разум преобладать над чувствами? | Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. Фирдоуси | Победа разума над чувством... | Героизм как высшее проявление разума |
Как в водовороте страстей не потерять разум? | ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. В. Г. Белинский | Спор разума и сердца... | Чувства сильнее разума... |
Можно ли победить ревность? | Разум — счастливый дар человека и его проклятие. Эрих Фромм | Стихия чувств и холод разума... | Антиподы – разум и душа... |
Вопрос 2: Как выбрать тему сочинения?
Ребята, представьте, что, выйдя из дома, вы вдруг понимаете, что забыли ключи, а без них вы не можете попасть в дом. Так и ключевые слова помогают нам проникнуть в смысл текста, в данном случае, в смысл темы, предложенной для сочинения.
Давайте попробуем найти ключевые слова в предложенной теме и составить «магнитное поле» данных слов.
Приём «Слово-магнит»
Прочитайте внимательно тему сочинения и найдите ключевые слова.(Тема:...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой (В. Г. Белинский) (Ключевые слова: разум и чувства – две силы, нуждающиеся друг в друге)
Как вы это понимаете? Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде «магнитного поля», то есть запишем слова, которые притягиваются к понятиям РАЗУМ и ЧУВСТВА:
истины
РАЗУМ познание мира
ценностей
самого себя связи вещей и явлений
рациональное начало в человеке
ЧУВСТВА эмоциональный процесс человека
оценочное отношение к реальным и абстрактным объектам
иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку)
Мы выяснили, чем отличаются слова РАЗУМ и ЧУВСТВА. А что их объединяет, ведь в теме говорится о том, что эти две силы нуждаются друг в друге? (Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают[1])
Практикум