Тема № 3. Психические познавательные процессы
Определение познания. Содержание и структура познавательной сферы человеческой психики. Познавательные процессы. Классификация познавательных процессов. Виды познавательных процессов.
Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Классификация ощущений. Пороги ощущений.
Общее представление о восприятии. Виды образных явлений, изучаемых в психологии. Основные феномены восприятия: сенсорное качество, константность, предметность, установка. Восприятие пространства, времени и движения. Развитие восприятия.
Общее представление о представлении. Место представления в структуре познавательной деятельности. Произвольное и непроизвольное представление. Основные свойства представления и способы их оценки. Связь представления с другими психическими процессами.
Сущность воображения и его критерии. Функции, виды воображения и его связь с другими психическими процессами. Механизмы и операции воображения. Воображение и его развитие в детском возрасте.
Общее представление о памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти. Непроизвольная и произвольная память. Процессы памяти. Развитие памяти. Прикладные аспекты изучения памяти: образовательная деятельность, улучшение памяти, мнемотехника, исследования нарушений памяти.
Общее представление о внимании. Многозначность определения внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Виды внимания. Непроизвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Основные свойства внимания. Объем, концентрация, устойчивость внимания. Переключение и распределение внимания. Развитие внимания. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления.
Понятие о мышлении. Отличие мышления от чувственного познания. Роль мышления в регуляции деятельности. Соотношение наук, изучающих мышление. Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Мышление и воображение. Развитие понятийного мышления. Индивидуальные особенности и типы мышления. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Мышление, совместная деятельность, общение. Мышление как процесс, включенный в совместную предметно-практическую деятельность и совместная мыслительная деятельность. Основные стадии развития мышления в онтогенезе.
Психологический анализ речи. Специфика изучения речи в психологии. Развитие речи в онтогенезе. Виды и функции речи. Устная, письменная монологическая, диалогическая, внутренняя речь. Мышление и речь.