Основные функции и стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

В наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная функция общения, или коммуникация в уз­ком смысле слова, состоит в обмене информацией между общаю­щимися индивидами. Интерактивная функция заключается в орга­низации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцеп­тивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и вы­деление их возможно лишь для анализа, в частности для постро­ения системы экспериментальных исследований.

Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.

С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения:

А. Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством пеpедачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и pеализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.

Б. Инструментальная функция заключается в обслуживании pазличных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.

В. Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека сpедством pазвития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.

В качестве основной рабочей функции А. А. Брудный выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи зна­ний, способов деятельности, оценоч­ных критериев; функцию самовы­ражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).

По кри­терию “цель общения” выделяет­ся восемь функций общения (Л.А Карпенко):

1) контактная, цель которой установление контакта как состоя­ния обоюдной готовности к прие­му и передаче сообщений и под­держания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированно­сти;

2) информационная, цель которой обмен сообщениями, то есть прием и передача каких-либо све­дений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.п.;

3) побудительная, цель которой стимуляция активности партнера по общению, направляю­щая его на выполнение тех или иных действий;

4) координацион­ная, цель которой взаимное ориен­тирование и согласование дей­ствий при организации совместной деятельности;

5) понимания, цель которой не только адекватное вос­приятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений. установок, переживании, состоя­ний и т. д.);

6) эмотивная, цель которой возбуждение в партнере нужных эмоциональных пережива­ний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его помощью собствен­ных переживаний и состояний;

7) установления отношений, цель которой осознание и фиксирова­ние своего места в системе роле­вых, статусных, деловых, межлич­ностных и прочих связей сообще­ства, в котором предстоит действо­вать индивиду;

8) оказания влия­ния, цель которой изменение со­стояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, уста­новок, мнений, решений, представле­ний, потребностей, действий, актив­ности и т.д.

ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ

Наши рекомендации