Основные функции и стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная
В наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.
Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.
С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения:
А. Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством пеpедачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и pеализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.
Б. Инструментальная функция заключается в обслуживании pазличных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.
В. Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека сpедством pазвития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.
В качестве основной рабочей функции А. А. Брудный выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).
По критерию “цель общения” выделяется восемь функций общения (Л.А Карпенко):
1) контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель которой обмен сообщениями, то есть прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.п.;
3) побудительная, цель которой стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная, цель которой взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) понимания, цель которой не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений. установок, переживании, состояний и т. д.);
6) эмотивная, цель которой возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7) установления отношений, цель которой осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8) оказания влияния, цель которой изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ