Глава 3. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы в начальной школе
Проблемный вопрос и его признаки
Учебная задача урока может быть поставлена в виде проблемного вопроса. Но не всякий трудный аналитический вопрос является проблемным. Проблемный вопрос (ПВ) всегда предполагает разные возможности его решения. Найти удачный ПВпомогают его признаки:
многовариантность ответов;
сложность (вопрос требует мыслительной аналитической деятельности, обращения к тексту, ответ на него невозможно вычитать, процитировать);
доступность ученикам (т.е. ответ лежит в зоне ближайшего развития ребенка и может быть найден благодаря анализу текста; );
интерес (вопрос должен вызвать активный интерес ребенка, желание найти на него ответ, а значит, формулировать его надо, исходя из читательского и жизненного опыта ребенка, особенностей его психологии);
емкость (вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды, т.е. требовать анализа всего текста или законченной смысловой части – главы, эпизода) .
В начальной школе материаломдля ПВ может стать разная оценка детьми персонажа, разное отношение к поступку, к представлению о том, кто же из героев прав. В начальной школе с большой осторожностью нужно выносить в качестве проблемных вопросы об авторском отношении, об авторской идее, т.к. при отсутствии у младших школьников отчетливого представления об авторе и его роли этот вопрос не вызовет у них активного интереса, желания найти ответ. Следует учитывать сильные стороны читательского восприятия младших школьников и искать проблемность либо в сфере чувств читателей, либо в сфере их этических оценок, либо в столкновении общих этических представлений с детскими эмоциями.
Совершенно естественно, что проблемность вопроса связана как с эстетической природой произведения, так и с возрастом читателя. То, что вызывает трудности у младших школьников, в старшей школе постигается легко. В начальной школе анализируют произведения, входящие в круг детского чтения, в которых решаются интересные и доступные для понимания ребенка вопросы – ученикам старшей школы будет уже неинтересно отвечать на подобные вопросы. Именно учителю начальной школы наиболее трудно подобрать вопрос, отвечающий всем признакам проблемности. В этом случае можно строить ПС просто на сложных, но интересных детям вопросах (для них они все равно будут проблемными).
![]() | |
![]() | ![]() |
Примеры ПВ
Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
Почему в сказке Х.К.Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья?
Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»?
Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?
Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?
Почему Володя – герой рассказа А.П.Чехова «Мальчики» – все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?