Глава 3. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы в начальной школе
Проблемный вопрос и его признаки
Учебная задача урока может быть поставлена в виде проблемного вопроса. Но не всякий трудный аналитический вопрос является проблемным. Проблемный вопрос (ПВ) всегда предполагает разные возможности его решения. Найти удачный ПВпомогают его признаки:
многовариантность ответов;
сложность (вопрос требует мыслительной аналитической деятельности, обращения к тексту, ответ на него невозможно вычитать, процитировать);
доступность ученикам (т.е. ответ лежит в зоне ближайшего развития ребенка и может быть найден благодаря анализу текста; );
интерес (вопрос должен вызвать активный интерес ребенка, желание найти на него ответ, а значит, формулировать его надо, исходя из читательского и жизненного опыта ребенка, особенностей его психологии);
емкость (вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды, т.е. требовать анализа всего текста или законченной смысловой части – главы, эпизода) .
В начальной школе материаломдля ПВ может стать разная оценка детьми персонажа, разное отношение к поступку, к представлению о том, кто же из героев прав. В начальной школе с большой осторожностью нужно выносить в качестве проблемных вопросы об авторском отношении, об авторской идее, т.к. при отсутствии у младших школьников отчетливого представления об авторе и его роли этот вопрос не вызовет у них активного интереса, желания найти ответ. Следует учитывать сильные стороны читательского восприятия младших школьников и искать проблемность либо в сфере чувств читателей, либо в сфере их этических оценок, либо в столкновении общих этических представлений с детскими эмоциями.
Совершенно естественно, что проблемность вопроса связана как с эстетической природой произведения, так и с возрастом читателя. То, что вызывает трудности у младших школьников, в старшей школе постигается легко. В начальной школе анализируют произведения, входящие в круг детского чтения, в которых решаются интересные и доступные для понимания ребенка вопросы – ученикам старшей школы будет уже неинтересно отвечать на подобные вопросы. Именно учителю начальной школы наиболее трудно подобрать вопрос, отвечающий всем признакам проблемности. В этом случае можно строить ПС просто на сложных, но интересных детям вопросах (для них они все равно будут проблемными).
Примеры ПВ
Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
Почему в сказке Х.К.Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья?
Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»?
Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?
Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?
Почему Володя – герой рассказа А.П.Чехова «Мальчики» – все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?