Использование средств выразительности
Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.
Сравнение – одна из форм логического мышления.
Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.
Развернутое сравнение
…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).
Образное сравнение
Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают , а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…
(П. Сорокин. Общая социология)
Проблемные вопросы
Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?
(П. Сорокин. Общая социология)
Ограничения употребления языковых средств в научном стиле
– Недопустимость внелитературной лексики.
– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.
– Ограниченно используются неполные предложения.
– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
Все сказанное можно представить в таблице
Особенности научного стиля речи
В лексике | а) термины; б) однозначность слова; в) частая повторяемость ключевых слов; г) отсутствие образных средств; |
В составе слова | а) интернациональные корни, приставки, суффиксы; б) суффиксы, придающие отвлеченное значение; |
В морфологии | а) преобладание существительных; б) частое использование абстрактных отглагольных существительных; в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа; г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий; |
В синтаксисе | а) прямой порядок слов (предпочтителен); б) широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род. п.; в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; г) редкое использование неполных предложений; д) обилие сложных предложений; е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов; |
Основной тип речи | Рассуждение и описание |
Образец научного стиля
Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи ( т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…
Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…
При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.
Источники:
- http://school-of-inspiration.ru/nauchnyj-stil-ponyatie-priznaki-i-primery
- http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/86-nauchniystilrechi.html