Анализ средств музыкальной выразительности

Требования к содержанию и оформлению

Аннотации на хоровое произведение

Аннотация на хоровое произведение выполняется на одно произведение из учебной программы по дисциплине «Дирижирование и чтение хоровых партитур».

Параметры оценивания:

1. Содержание аннотации излагается в свободной форме, в опоре на предложенный примерный план комплексного анализа хорового произведения (приложение 1). В работе необходимо выявить и отразить причинно-следственные связи между художественным образом, основной идеей сочинения, музыкально-поэтическими выразительными средствами, вокально-хоровыми особенностями, дирижерскими приемами.

2. Положения музыкально-теоретического и вокально-хорового анализа иллюстрируются нотными примерами, а цитатный материал (сведения об авторах хорового произведения) сопровождается сносками на источник;

3. Письменная аннотация выполняется в соответствии с требованиями научного стиля изложения:

· ясность, как качество научной речи;

· логичность и последовательность;

· использования профессиональной терминологии;

· личное мнение и отношение автора.

Текст аннотации оформляется с учетом следующих требований:

- работа выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word (97-2003);

- стиль Times New Roman, 14 пт, интервал 1,5;

- поля по 2 см с каждой стороны;

- выравнивание по ширине;

- страница- формат А4;

- сноски даются внутри текста в квадратных скобках [3, 54];

- список литературы приводится в конце текста аннотации и оформляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями;

-образцы оформления титульного листа и библиографии представлены в приложении 2.

Приложение 1

ПЛАН КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Общие сведения о произведении и его авторах

1.1. Общие сведения о произведении

Название хорового произведения, год (период) его написания автором музыки и автором текста, состав исполнителей.
Характеристика хорового жанра. В случае если музыкальное произведение является обработкой народной песни или переложением вокального (инструментального) произведения, необходимо проанализировать произведение в первоначальном виде и определить степень изменения хорового сочинения в сравнении с оригиналом.

1.2. Общие сведения об авторе музыки

Общая характеристика творчества, включая хоровые жанры.
Если анализируемое хоровое произведение является обработкой народной песни или переложением вокального, инструментального произведения, то необходимо найти сведения об авторе обработки (авторе переложения). При анализе фольклорного материала (народные песни) рекомендуется учитывать национальные музыкальные особенности.

1.3. Общие сведения об авторе текста

Общая характеристика творчества поэта, краткие биографические данные (годы жизни, места проживания и работы, интересы помимо литературной деятельности; личности, оказавшие влияние на творчество). Общая краткая характеристика творчества (литературные жанры, темы, образы его произведений). В обработках народных песен или сочинениях на канонические духовные тексты может не быть конкретного автора текста, в этих случаях необходимо найти информацию о возникновении такого рода текстов и выяснить исполнительские традиции.

Анализ литературного текста

Определение идейного содержания литературного текста (круг образов, главная идея, жанровая принадлежность и др.). Если произведение написано на иностранном или (что относится к православным песнопениям) старославянском языке – необходимо сделать дословный перевод данного текста и выяснить значение непонятных слов.

Анализ средств музыкальной выразительности

Все средства музыкальной выразительности (форма, интонационно-ритмическая организация, фактура и т.д.) анализируются в связи с содержанием поэтического текста и выявлением их роли в формировании художественного образа данного хорового произведения.

3.1. Анализ музыкальной формы

Определить музыкальную форму и изобразить её схематично. Выявить и проанализировать все структурные составляющие формы: части, разделы, периоды, предложения, фразы, мотивы, интонации. Проследить взаимосвязь литературного текста и музыкальной формы.

3.2. Анализ мелодии

Определить вид и характер мелодического движения, метроритмическое строение мелодии, в опоре на жанровую принадлежность произведения. Выявить ладовые признаки мелодии, характерные приемы мелодического развития, местоположение и тип мелодической кульминации. Проследить взаимодействие литературного текста и мелодии.

3.3. Анализ метра и ритма

Определить вид метра (простой или сложный), проследить взаимосвязь размера стиха и метра в хоровом произведении.
Выявить связь ритма с музыкальным жанром, определить основные ритмические фигуры. Проследить взаимосвязь литературного текста и ритма музыкального произведения.

3.4. Анализ лада и тональности

Определить тональность, лад и их изменения на протяжении произведения. Охарактеризовать степень взаимосвязи литературного текста с ладом и тональностью.

3.5. Анализ фактуры

Определить тип (типы) фактуры или фактурных пластов данного произведения. Проанализировать элементы фактуры и выявить взаимосвязь литературного текста и фактуры.

3.6. Анализ гармонии

Осуществить подробный анализ гармонии, на основе которого сделать выводы: как используемая в произведении гармония взаимосвязана с литературным текстом, и с помощью каких гармонических средств раскрывается образное содержание изучаемого сочинения.

3.7. Анализ темпа и динамики

Найти авторские темповые обозначения, в случае обозначения темпа на итальянском языке сделать перевод, затем соотнести темповое обозначение с метрономом. Найти в партитуре и определить типы фермат и степень их продления. Выявить связь темпа со всеми средствами художественной выразительности. Проследить взаимосвязь литературного текста и темпа.

Проследить развитие динамики на протяжении всего произведения. Выявить связь динамики со всеми средствами художественной выразительности и литературным текстом. Определить местоположение кульминации и выяснить роль средств выразительности в ее создании.

Вокально-хоровой анализ

4.1. Общий вокально-хоровой анализ

Определить тип (однородный хор: детский, женский, мужской; смешанный хор) и вид хора (двухголосный, трехголосный, четырехголосный и т.д.), наличие постоянного и эпизодического (divisi) количества голосов. Определить общехоровой диапазон и диапазон каждой из хоровых партий для анализа и определения тесситурных условий, степени вокальной загруженности и переходных нот.

4.2. Хоровой ансамбль

В данном разделе необходимо проанализировать произведение с хормейстерской позиции над различными видами хорового ансамбля:

· Метроритмического ансамбля;

· Темпового и агогического ансамбля;

· Динамического ансамбля;

· Штрихового ансамбля;

· Тембрового ансамбля;

· Дикционно-орфоэпического ансамбля.

Выявить и указать в рабочей партитуре наиболее сложные в ансамблевом отношении участки работы.

4.3. Хоровой строй

В данном разделе необходимо проанализировать две разновидности строя a cappella: мелодический и гармонический. Выявить «опасные» для интонирования места.

4.4. Виды певческой атаки

Определить в соответствии со штрихами виды певческой атаки (мягкая, твердая, смешанная, предыхательная)

4.5. Дикционно-орфоэпический анализ

Проанализировать взаимодействие музыкального и поэтического текста для выявления норм орфоэпии, редуцирования гласных звуков при пении хоровых партий, вокальных переносов слов и закрытие согласных звуков в окончании слов данного текста

Наши рекомендации