Основные теоретические направления в социальной психологии.
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Социальная психология»
Для студентов 3 курса факультета психологии и педагогики
специальности 1-23 01 04 «Психология»
На 2015-2016 учебный год
1. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии
2. Исторически первые формы социально-психологического знания.
3. Особенности развития социальной психологии в Европе
4. Развитие социальной психологии в США
Особенности развития социально-психологического знания в отечественной СП.
История становления и развития белорусской социальной психологии
Основные теоретические направления в социальной психологии.
8. Методы сбора социально-психологических данных: количественные методы
9. Методы сбора социально-психологических данных: качественные методы
10. Самость личности.Теоретические концепции самости
11. Содержание Я-концепции: компоненты, структура, измерения, фокусы внимания, области, плоскости, мотивы
12. Принципы формирования Я-концепции
13. Динамика развития самости и механизмы ее психологической устойчивости
14. Социальная, психологическая и личностная идентичность
15. Социализации личности: феноменология, направления, механизмы.
16. Теории социализации
17. Модели рассмотрения личности как субъекта социально-познавательной активности
18. Особенности процесса категоризации, прототипы
19. Схема как единица познавательной активности, типы схем
20. Эвристики как упрощенный способ социального познания обработки социальной информации
21. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы
22. Самопрезентация: понятие, теоретические подходы
23. Каузальная атрибуция, теории атрибуции
24. Ошибки и тенденциозности атрибуции, их причины и последствия
25. Стили атрибуции. Феномен наученной беспомощности, его факторы и стратегии преодоления
26. Атрибутивная терапия: сущность, подходы, процедура и возможности.
27. Социальная установка: понятие, концептуальные особенности, структура.
28. Теоретические подходы к проблеме аттитюда: функциональный подход Д. Катца
29. Влияние аттитюда на поведение и его факторы
30. Общие принципы формирования социальных установок
31. Теории убеждений (К. Ховланда и У. Мак-Гуайра, Р. Петти и Дж. Качоппо, Г. Лассуелла).
32. Влияние поведения на аттитюды и его теоретические объяснения: теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), теория самовосприятия ( Д.Бем), теория самопрезентации (Д.Тедеши).
33. Межличностное взаимодействия как общение: понятие, функции, структура.
34. Интерактивная сторона межличностного взаимодействия: транзактный анализ Э. Берна, теория взаимозависимости Д. Тибо и Х. Келли, теория социального обмена Дж. Хоманса.
35. Механизмы понимания человека человеком: стереотипизация. идентификация, рефлексия и эмпатия и особенности их функционирования
36. Межличностное взаимодействие как коммуникация
37. Стили общения и их характристики
38. Феномен просоциального поведения и мотивы альтруизма.
39. Ситуационные и личностные детерминанты альтруистического поведения
40. Формирование просоциального поведения
41. Агрессивное поведение и его типология
42. Агрессия как инстинкт в теориях З.Фрейда и К.Лоренца
43. Фрустрационные модели агрессии Дж. Долларда и Л. Берковитца
44. Социализация агрессивности: подход теории социального научения А. Бандуры.
45. Понятие малой социальной группы, классификация малых групп.
46. Основные теоретические направления в исследовании малых групп.
47. Феномен группового давления и конформности, его функции, уровни и объяснительные схемы (М. Дойч и Г. Джерард).
48. Влияние меньшинства: функциональная модель взаимодействия меньшинства и большинства С.Московичи.
49. Понятие групповой динамики, механизмы групповой динамики
50. Модели развития малой группы (двухфакторная модель развития малой группы (Б.Такмен).
51. Стратометрическая концепция развития малой группы (А.В.Петровский).
52. Групповая сплоченность: сущность, проявление и особенности измерения.
53. Феномен лидерства
54. Руководство как феномен влияния: формы власти
55. Стиль руководства и эффективность групповой деятельности
56. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения
57. Технологии принятия групповых решений: мозговая атака, синектика.
58. Феномены внутригруппового взаимодействия: сдвиг к риску, групповая поляризация, группового единомыслия (И. Джанис), их характеристики и причины
59. Модели социальной фасилитации (Р. Зайонц, Н. Котрел, Г. Сандерс), феномен социальной лености и его объяснение
60. Социальные предубеждения и формы их проявления.
61. Психоаналитический подход к рассмотрению предубеждений: теория авторитарной личности Т. Адорно
62. Объяснение предубеждений и дискриминации с точки зрения теории социального научения
63. Необихевиористский подход к рассмотрению предубеждений: концепция фрустрации- агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда.
64. Соперничество как источник предубеждения: теории реалистического конфликта Д. Кэмпбелла
65. Когнитивный подход к объяснению предубеждений: теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера
66. Понятие большой социальной группы, ее виды и признаки.
67. Общая характеристика и типы стихийных групп.
68. Психологические особенности поведения человека в толпе.
69. Социально-психологическая характеристика паники.
70. Социально-психологические закономерности возникновения и распространения слухов.
Доцент кафедры психологии И.В. Сильченко