Ключ для обработки результатов
Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Оснащение.Стандартный лист бумаги, на котором нарисованы два отрезка 1 — 108 мм, 2 — 150 мм; 3 — прямая, ограниченная слева; 4 — прямоугольная ось ординат длиной 126 мм и отрезок — 21 мм; 5 — окружность диаметром 30 мм (размеры испытуемому не сообщаются). Объекты расположены таким образом, чтобы начало каждого отрезка находилось в различных точках листа (рис. 23, уменьшенный в 3 раза). Линейка.
Рис. 23. Материал для изучения линейного глазомера.
Инструкция испытуемому.Вам необходимо выполнить, не используя линейку, следующие задания:
1. Разделить первый отрезок на 4 равные части.
2. Разделить второй отрезок на 3 равные части.
3. Отметить от точки вправо отрезок длиной 45 мм.
4. Отложить по осям ординат отрезки, равные по длине расположенному в правой нижней части листа.
5. Поставить точку в центре круга.
Обработка результатов:Измерьте величину ошибок (отклонений от заданных параметров в мм). Вычислите суммарную величину ошибок в мм, которая является показателем успешности. Проведите сравнительный анализ успешности (точности линейного глазомера) у студентов группы. Для этого необходимо составить таблицу всех показателей, вычислить среднее значение по группе.
Изучение наблюдательности (перцептивного внимания)
Перцептивное внимание заключается в умении быстро и точно заметить, выделить существенные детали объекта, окружения, внешнего облика человека. Это свойство является очень важным для врачей, психологов, всех работающих с людьми. В специальных исследованиях была установлена прямая корреляционная зависимость успешности перцептивного внимания и успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Самым непосредственным образом перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога. Как правило, для изучения перцептивного внимания испытуемым предлагают картинки с недостающими деталями и просят в ограниченное время определить, каких деталей не достает; либо предъявляют два одинаковых рисунка, отличающихся отдельными элементами. Мы предлагаем второй вариант.
Оснащение.2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 24), секундомер.
Рис. 24. Картинки для изучения наблюдательности.
Инструкция испытуемому.Внимательно рассмотрите картинки и назовите все замеченные несоответствия. Для того, чтобы сделать работу более динамичной, можно ограничить время, например — 20 или 30 с.
Обработка результатов.Показателем наблюдательности является количество элементов, правильно названных испытуемым.
Мышление
Мышление как обобщенное опосредованное отражение устойчивых и закономерных связей между предметами и явлениями осуществляется в вербально-логической, образной или предметно-действенной сферах.
Изучение вербально-логического мышления при помощи методики «Исключение понятий»
Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения.
Оснащение.Испытуемым предлагается 16 рядов понятий, сгруппированных по 5 слов.
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
14. Лист, почка, кора, дерево, сук.
15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
Инструкция испытуемому.Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся.
Обработка и интерпретация результатов.При анализе оценивается уровень обобщения:
высший— при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
средний— при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
низкий— при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).