Глава 8 Управление стратегией. ются простые, понятные слова, обозначающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило
ются простые, понятные слова, обозначающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило, встречаются в процессе решения любой задачи. Вслед за Гилбретом, который, прочитав свою фамилию справа налево, дал единице движения название "терблиг", Мэтчетт называет эти элементы "течтэмами". Назначение течтэмов заключается в том, чтобы заставить проектировщика осознать множество альтернативных действий, которые он может предпринять в каждой точке принятия решений. Мэтчетт разбивает течтэмы на семь групп, приведенных ниже (автор взял на себя смелость присвоить им соответствующие названия, приведенные в скобках). Некоторые течтэмы напоминают приемы, описанные в разд. 10. 3.
Группа 1 (варианты решений?): определить потребность; определить необходимый элемент; представить себе решение; принять временное решение; принять окончательное решение; отменить решение.
Группа 2 (варианты суждений?):
предположить;
взвесить;
взвесить и сравнить;
экстраполировать;
оставить без изменений;
предсказать.
Группа 3 (варианты стратегий?) : продолжать в том же направлении; продолжать и расширить; изменить направление; сопоставить с прошлым; сопоставить с будущим; внимательно рассмотреть; разрешить конфликт; продолжать более интенсивно; прекратить.
Группа 4 (варианты тактик?): оценить риск; проверить последствия; развить;
сравнить с другими решениями; разделить действие; приспособить другое решение; сосредоточиться на малом участке; разложить на компоненты;
проверить возможную причину; обдумать возможность нового решения; заменить решение на обратное; проверить другие варианты.
Группа 5 (варианты отношений?) : хранить решение в памяти; выявить зависимость; отложить принятие решения; сообщить о решении; соотнести с ранее принятым решением; проверить на избыточность; проверить на несоответствие.
Группа 6 (варианты понятий?): использовать понятие; изменить плоскость абстракции; использовать схему стратегии; изменить точку зрения; сравнить с существую щей системой; сравнить с получающейся системой; применить первичное кольцо (см. ниже);
применить вторичное кольцо (см. ниже).
Группа 7 (варианты препятствий?): обойти препятствие; разрушить препятствие; устранить препятствие; начать новое действие с нуля; начать новое действие с принятого решения;
действовать в одном, двух, трех или многих измерениях.
Одновременно с помощью методики проектирования и контрольных перечней фундаментального метода проектирования исследовать характер проектной ситуации, к которой применяется мышление.
С годами методика работы по фундаментальному методу проектирования несколько изменилась. Пользуясь принятой в этой книге терминологией, ее можно вкратце изложить следующим образом:
а) исследовать проектную ситуацию;
0) приблизительно определить потребности, для удовлетворения которых предпринимается проектирование;
в) выявить и проанализировать основную функциональную потребность (т. е. ту потребность, без удовлетворения ко-
8 2 фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)
торой нет смысла удовлетворять другие);
г) исследовать альтернативные принципы
на которых могло бы быть построено
средство для удовлетворения основной
потребности;
д) выполнить - только в эскизе - про
ект, способный удовлетворить как ос
новную, так и дополнительные потребно
сти;
е) оценить функциональную эффектив
ность проекта;
ж) оценить материалоемкость и трудоем
кость осуществления данного проекта;
з) определить качество деталей и узлов,
например отсутствие деформации при
сварке, совершенство внешнего вида
И т. д.
Не следует жестко придерживаться этой последовательности; проектировщики должны сами решать, когда применить тот или иной этап, когда повторить его, а когда перескочить через этап. Главное состоит в том, чтобы проектировщики могли изменять структуру своего опыта и мышления применительно к существенным особенностям и многофакторности проектной ситуации. Мэтчетт подчеркивает, что каждый вправе самостоятельно решать, как это сделать. Воспитывая в своих учениках уверенность в себе и прививая им умение управлять своим мышлением, Мэтчетт стремится придать их мышлению гибкость в разработке соответствующих стратегий.
б) Каковы потребности
- функциональной системы?
- потребителя?
- фирмы?
- внешнего мира?
в) Каковы потребности на каждом из пе
речисленных ниже десяти этапов сущест
вования изделия?
- проектирование и деталировка;
- отработка;
- изготовление деталей;
- сборка;
- испытание и отладка;
- окончательная отделка и упаковка;
- сбыт;
- монтаж;
- эксплуатация и неправильное использование;
- техническое обслуживание и уход.
г) Какие сведения можно получить, если
задать шесть основных вопросов анализа
трудовых операций:
- что нужно сделать? (потребности);
- почему это нужно сделать? (причина);
- когда это нужно сделать? (время);
- где это нужно сделать? (место);
- кем или с помощью чего это должно
быть сделано? (средства);
- как это сделать? (метод).
д) Каким образом каждую часть проек
та можно
- исключить?
- объединить с другими?
- унифицировать?
- перенести?
- модифицировать?
- упростить?
Этот комплекс вопросов Мэтчетт называет "первичным кольцом", а следующий комплекс - "вторичным кольцом":
е) Какие
- эффекты;
- потребности;
- ограничения
вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой другой детали этого комплекса при сопоставлении с помощью матрицы взаимодействий? (см. разд. 11.1).
Назначение первичного кольца - выявить множество различных альтернатив.
ОСНОВНАЯФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
Рис. 8.5.
(Воспроизводятся сразрешения Е. Мэтчетта.)
8 2 фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)
а вторичного кольца - обеспечить увязку всех изменений друг с другом, а также ■о всеми имеющимися потребностями.
Метод попарного объединения контрольных перечней для образования ряда конкретных вопросов показан на рис. 8.4. и 8.5.
На рис. 8.4 основная функциональная потребность в автоматическом рас-цепном приводе для рудничной вагонетки расчленяется на две вторичные потребности. Затем каждая из этих трех потребностей рассматривается в свете шести основных вопросов анализа трудовых операций.
На рис. 8.5 первичное и вторичное кольца применяются ко всем возможным сочетаниям физических частей того же самого устройства.
Мэтчетт все время подчеркивает, что вопросы и графики, порождающие многообразие, необходимо применять не для слепого поиска, а для выявления существенных характеристик изучаемого объекта и для устранения из проекта ненужных элементов. На рис. 8.6 показан процесс' переоценки потребностей и пересмотра элементов проекта, что привело к резкому уменьшению сложности и стоимости тормоза ракетного пускового устройства (рис. 8.7).
Рис. 8.6 представляет собой графическую схему, использовавшуюся для анализа функций каждой детали в старой и новой конструкциях. Преобразование было достигнуто путем выявления лежащего в основе конструкции распределения нагрузок и движений и последующего применения первичного кольца вопросов для оценки каждой части этого распределения.
Замечания
Можно считать, что самое главное в фундаментальном методе проектирования это обучение метаязыку, который выявляет характерные особенности мышления и облегчает его согласование с характером задачи. Это не столько метод проектирования, сколько средство вырабатывания и регулирования стратеги проектирования. Имеется много при-еров, когда коренных усовершенство-Нки (как в случае тормоза ракетного ■Ускового устройства) удавалось до-
стичь уже в ходе краткого курса обучения новому методу. Подготовку у Мэтчетта прошли сотни ведущих инженеров, и многие из них достигли аналогичных результатов за время посещения его курса в Бристоле. Неизвестно, сколько из них сумели сохранить эту способность по возвращении в свои конструкторские бюро. Противники этого метода утверждают, что результаты, которые он дает, не больше тех, каких можно было бы достичь при обычной концентрации внимания на проектировании нового изделия или модификации существующего проекта. Другие считают, что эти результаты объясняются необычайными способностями самого Мэтчетта и не сохраняются в его отсутствие. Разрешить эти сомнения не удастся до тех пор, пока кто-нибудь не придумает способ контролируемых испытаний поведения проектировщика. Пока же можно высказать предположение, что метод Мэтчетта — один из немногих систематических методов, продемонстрировавших свою работоспособность в обычных ситуациях проектирования. Пользуясь им, можно с достаточной уверенностью рассчитывать на успех. Тот факт, что многие крупные английские фирмы в течение нескольких лет субсидируют проводимые Мэтчеттом курсы, явно свидетельствует в пользу его метода: ведь специалисты по методологии проектирования в большинстве случаев пользуются весьма незначительной поддержкой со стороны проектировщиков-практиков.
Хотя цели и результаты фундаментального метода проектирования представляются положительными, средства их достижения таинственны, а возможно, и опасны. Утверждения Мэтчетта, что он нашел способ изменения "порога сознания", выявления "структуры мышления" и управления ею, звучат неправдоподобно и даже зловеще: невольно на память приходят различные фокусы шарлатанов от психологии и пресловутое "промывание мозгов". Психолог-экспериментатор склонен будет тут задать такие вопросы: "Можно ли достичь такого же качества проектирования при использовании другого метода, который заставлял бы проектировщика посвящать проблеме все свое внимание в течение трех недель?" (такова продолжительность обучения фундаментальному