Факторы, влияющие на выбор профессии
3. «Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не специальности, то есть институт стал самоцелью, а не средством (иногда аргументом в пользу избранной деятельности является местоположение учебного заведения).
4. «Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.
5. «Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательно расчет на широкую известность.
6. «Близорукость» – уверенность в неизменной востребованности выбранной специальности (в настоящее время циклы появления, развития и смены профессий заметно сократились).
7. «Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический ореол), недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности;происходит обычно от недостаточного знания об основном содержании работы. Например, человек хочет быть геологом, потому что ему нравится ходить в походы, или желает стать юристом, потому что с увлечением смотрит и читает детективы.
8. Неуважение к одним и преклонение перед другими видами труда. Некоторые профессии считаются важными, другие – недостойными и даже «неприличными». Так, по мнению некоторых людей, «непрестижно» работать в механическом цехе, на стройке, и напротив, считается вполне нормальным, «приличным» после окончания школы работать курьером.
9. «Вуз – локомотив» – данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможность для самообучения: гранит науки надо грызть самому, так как в виде манной каши он не усваивается).
10. «Школьный успех» – часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является единственным и достаточным условием выбора специальности; при этом обычно упускается из виду два важных момента:
- нельзя отождествлять школьный учебный предмет с изучаемой в вузе дисциплиной: отличие не только в объеме получаемых знаний, но и в их качестве, поскольку требуется иной подход к процессу обучения. Если ты интересуешься, например, литературой, то тебе следует знать, какие реальные профессии, занятия за этим предметом стоят. Нет литературы вообще, а есть преподаватель литературы, литературный сотрудник газеты, обрабатывающий материалы, поступающие в газету, редактор в издательстве, исследователь-литературовед, работник книжного фонда библиотеки, библиограф и др. Например, знание истории и географии необходимо людям таких профессий, как геодезист, топограф, геолог, экскурсовод, штурман, реставратор, костюмер, археолог, букинист, метеоролог, журналист и др. Как видно, за каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий, поэтому, выбирая вид трудовой деятельности, нужно помнить, что мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на школьных предметах;
- наличие обязательного минимума способностей не является гарантией успеха по выбранной специальности: музыканту нужен слух, художнику – цветоощущение, но и этого недостаточно, потому что для развития необходим комплекс различных качеств.
11. Перенос своего отношения к человеку на профессию, которую он представляет. Например, ученик 10-го класса решил стать летчиком, потому что старший брат его друга, очень интересный, остроумный человек, работает летчиком. Но ведь остроумие и веселость отнюдь не самые важные качества в профессии летчика.
12. Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях, способностях. Например, девушка, имея прекрасные навыки шитья и конструирования одежды, поступает на юридический факультет университета.
13. Выбор профессии без учета своих физических возможностей и реального состояния здоровья. Например, юноша, страдающий хроническим заболеванием почек, учится на водителя. Девушка, имеющая хронический тонзиллит, мечтает о профессии повара-кондитера.
14. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации(ученый, дипломат, летчик-испытатель и т.п.).
15. Отношение к профессии как к неизменной. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9 классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.
16. Неумение извлекать информацию о профессиях и путях их получения (например, из книг и кинофильмов берутся только привлекательные стороны профессии, часто носящие рекламный характер).
Таким образом, знание Вами типичных ошибок будет способствовать более осознанному подходу к выбору трудового, профессионального пути.
Информированность.
Знания, информация играют важную роль в деле выбора профессии.
Задание 1.7.