Этапы выработки управленческих решений.
Выработка и принятие управленческого решения - есть процесс сбора и мысленной (аналитике - синтетической) переработки данных, необходимых для принятия решения, споследующим фиксированием в соответствующей (устной или письменной) форме. По этой причине выработка и принятие решения представляет собой важнейшую функциюдеятельности любого субъекта управления, ее ключевой момент и один из основных этапов управленческого цикла организаторской деятельности руководителя.
Одним из главных факторов, влияющих на качество принимаемых решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведет к запаздыванию и искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает «неповоротливость» организации. Это обусловливает постоянноестремление сократить число ярусов (уровней) управления организации.
Говоря о процессе выработки и принятия управленческие решения, необходимо отметить, что в нем нет жесткой регламентации действий руководителей и сотрудников, как нет и рецептов на все случаи жизни. На этот процесс оказывает влияние множество факторов — социально-политический, морально-психологический, структурно организационный, материально-технический и др. И практика показывает, что далеко не все эти факторы могут быть формализованы.
Любой руководитель в процессе выработки и принятия управленческого решения неизбежно проходит основные стадии, последовательная реализация которого позволяетуспешно решить поставленную перед ним задачу.
1. Выявление, формулировка и обоснование проблемы, подлежащей решению.На этой стадии руководитель осуществляет диагноз (оценку) управленческой ситуации дляопределения проблемы или главных вопросов, требующих решения, формулирует возникающие в связи с этим управленческие» цели (задачи) и выявляет принципиальныйпуть (пути) ее достижения.
2. Работа с информации в целях принятия решениипредполагает сбор дополнительного материала, необходимого для изучения характеристик ситуации и выделения тех факторов, которые влияют на принятие решений. Это значит, что каждое конкретное управленческое решение требует анализа специально отобранной для этой цели информации. Она может быть сосредоточена в информационных массивах информационно-аналитических подразделений и т.п.
3. Отбор и формулировка возможных вариантов принятия решения. В данном случае имеется в виду, что руководитель должен осуществить разработку альтернативных курсов(направлений) деятельности. Как правило, определенные наметки вариантов решения появляются уже на стадии оценки обстановки и выводов из анализа информации. Но это лишь контуры решений, которые обретают рельефность в процессе их последующей (специальной) разработки, формулировки, оценки, сравнения и т.д.
4. Выбор, обоснование и формулировка оптимального варианта решения.Когда круг возможных вариантов определен, наступает момент выделения лучшего решения, т.е.необходимо дать оценку каждой альтернативе (осуществить подробную проработку всех имеющихся вариантов) и определить какая из них наилучшим образом способствуетразрешена» ситуации. Затем перевести намеченный курс действий в конкретный план, который будет эффективен с точки зрения достижения поставленной цели (задачи).
5. Реализация.Для разрешения проблемы или извлечения из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществлениярешения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает.
6. Обратная связь— поступление данных о том, что происходил» до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать решение, пока организации еще не нанесен значительный ущерб. Оценка решения руководством выполняется с помощи контроля.
Традиционная схема принятия управленческих решений.
I этап. Выявление проблемной ситуации и постановка цели:
1) определение цели решения;
2) определение критериев оценки результата решения.
II этап. Сбор всесторонней информации, выявление ограничений:
1) изучение существа вопроса;
2) изучение условий для эффективного решения.
III этап. Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта:
1) разработка и оценка альтернативных вариантов;
2) выбор оптимального решения по заданным критериям.
IVэтап. Организация выполнения принятого решения:
1) оформление приказа;
2) разработка плана и срока реализации решения;
3) назначение ответственных лиц;
4) инструктаж исполнителей.
V этап. Контроль выполнения решения:
1) предупреждение отклонений, срыва выполнения решений;
2) возможность принятия нового решения.