Глава 5. История становления специальной психологии. 1. В чем состоит смысл изучения истории науки?
Контрольные вопросы
1. В чем состоит смысл изучения истории науки?
2. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться сведения об особенностях поведения лиц сотклонениями в развитии?
3. Чем характеризуется отношение к инвалидам на уровне религиозного сознания?
4. Какова роль систематического обучения лиц с отклонениями в развитии в становлении специальной психологии?
5. В чем значение гуманистических идей в изменении отношен и я общества к лицам с отклонениями в развитии?
6. Какие отрасли специальной психологии сформировались впервую очередь и почему?
7. В чем состоит вклад Л. С. Выготского в развитие специальной психологии?
8. Какие новые отрасли специальной психологии оформились ипоявляются в последние десятилетия?
9.Как представлены гуманитарная иестественнонаучная парадигмы в специальной психологии?
Литература
1. Александер Ф. Человек иего душа: познание иврачевание от древности до наших дней. М., 1995.
2. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.
3. БейнЭ. С. идр. Послесловие// Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
4. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. М., 1996.
5. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
6. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
7. ЗамскийХ. С. История олигофренопедагогики. М., 1974.
8. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История изучения, в о с п и т а н и я иобучения с древних времен до середины X I X века. М., 1995.
Специальная психология
9. КаннабихЮ. История психиатрии. М., 1994.
10. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М. 1990.
11. ЛитвакА. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1974.
12. Лифанова Т.М. Полная библиография трудов Л. С. Выготско-г о / ж . Вопросы психологии, 1996. № 5, с. 22-25.
13. Ллойд деМоз. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.
1 4 . Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано
мального развития детей. М., 1989.
15. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
16. Осовский Е. Г., Беленкова Л. Ю. Педагогическая деятельность и научные воззрения Г. Я. Трошина/Дефектология, 2000. № 3, с.16-18.
17. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
18. Феоктистова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики. Л., 1973
19. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
20. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993.
Гл а в а 6
ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Основу принципа детерминизма составляет идея причинной обусловленности и всеобщей взаимосвязи явлений объективной реальности. В этом смысле любое отклонение вразвитии всегда имеет свою причину, независимо от того, известна она нам или нет. Перечень подобных причин необыкновенно велик.
Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплаз-моз и др.). П р и этом отмечается, что относительно легко протекающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые иэндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков ит. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы иасфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. Наряду сбиологическими факторами не менее значима социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недо-
Специальная психология
статок эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.
Если факторы биологического характера в большей степе-н и составляют поле интересов к л и н и ц и с т о в , т о социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов. Для последних весьма важно уяснить сложный характер взаимосвязи этиологического фактора и отклоняющегося развития. Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать один а к о в ы е ф о р м ы расстройств. Э т о означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер, что графически представлено на рисунке 6.1.
Кружками в верхнем ряду мы обозначили разнообразные этиологические факторы, а в нижнем ряду квадратами представлены варианты отклонений в психическом развитии. Стрелки демонстрируют описанные связи.
Таким образом, конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависеть не только от него самого, но и от многообразных комбинаций опосредующих переменных. К числу таких переменных следует отнести преимущественную локализацию вредоносного воздействия, влияние которого чаще всего избирательно, в результате чего пораженными могут оказаться самые различные структуры, органы и системы. Другой не менее важной характеристикой деструктивных условий является их интенсивность. Безусловно, сила воздействия патогенного фактора напрямую определяет его конечный эффект, выраженность того или иного нарушения. П о м и м о названных весьма значимой переменной выступает э к с п о з и ц и я , длительность воздействия. Нет особой необходимости специально доказывать, что чем дольше индивид испытывает на себе влияние патогенного фактора, тем тяжелее в конечном счете мо-
Патогенные факторы
S
Варианты отклонений в развитии
Рис. 6.1. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием
-§>
'а
Специальная психология
гут оказаться последствия. Даже если неблагоприятное воздействие будет кратковременным и достаточно слабым, при его частой повторяемости вероятен коммулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии. Поэтому частота также является важной характеристикой вредоносных условий. Перечисленные переменные относятся, как можно заметить, к характеристикам самого патогенного фактора. Но не меньшее значение имеют и собственные свойства индивида, испытывающего на себе подобное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести возраст. Общая закономерность в данном случае такова: связь возраста и тяжести последствий действия патогенного фактора обратно пропорциональна. Иначе говоря, чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей. Последние с неизбежностью вызывают реакцию, сопротивления со стороны защитных систем, начиная с иммунной и заканчивая сложными компенсаторными реакциями в виде многообразных механизмов психологической защиты. Обозначим их на нашей схеме понятием «компенсаторные возможности».
И наконец, нам следует выделить еще одну переменную, которую нельзя отнести ни к свойствам патогенного фактора, ни к качествам индивида. Конечный эффект деструктивных условий во многом определяется и тем, насколько быстро и эффективно пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого-педагогическая. Все сказанное означает, что результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим сочетанием его характеристик и свойств самого индивида.
Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.
Глава 6. Причины отклонений в психическом развитии
Следует иметь в виду и еще одно обстоятельство. Патогенное воздействие, как правило, приводит к формированию не самого ф е н о м е н а нарушенного развития, а л и ш ь к появлению анатомо-физиологических предпосылок — относительно устойчивых нарушений центральной нервной системы. Данные предпосылки представляют собой уже непосредственную причину аномалий в процессе психического развития. Но соотношение анатомо-физиологического фактора и отклонений вразвитии тоже неоднозначно и в чем-то напоминает связь задатков и способностей с отрицательным знаком. Задатки, будучи конституционными (даже психофизиологическими) предпосылками способностей, могут превратиться в последние лишь при благоприятных социальных условиях. Нечто подобное мы можем наблюдать и в случае отклонений в развитии. Биологические детерминанты, безусловно, оказывают значительное влияние на появление отклонений в психическом развитии. Но далеко не последнюю роль в этом процессе играют неблагоприятные социальные факторы, способные в полной мере раскрыть негативный потенциал, заложенный в конституционных характеристиках дизонтогенеза. Сочетание таких внутренних и внешних неблагоприятных условий в совокупности образует особый аномальный или, говоря современным языком, дизонтогенетический фактор, представляющий собой основную детерминанту нарушенного развития.
З н а н и е п р и ч и н , вызывающих отклонения, и условий, опосредующих их, расширяет наши представления о сущности дизонтогенеза. Кроме того, эти знания дают возможность психологу более активно и профессионально принимать участие вработе по профилактике отклонений в развитии у детей.
Контрольные вопросы
1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии?
2. Какие факторы способны опосредовать влияние патогенного воздействия?
Специальная психология
3. Что представляют собой эндогенные и экзогенные причины отклонений в развитии?
4. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания?
Литература
1. Коберник Г. И., Синев В. Н. Введение в специатьность дефектология. Киев, 1984.
2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
3. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний удетей и подростков. М., 1985.
4. Коррекционнаяпедагогика/Подред.Б. И. Пузанова М., 1999.
5. Самсонов Ф. А. Основы генетики в дефектологии. М., 1980.
6. Специальная п е д а г о г и к а / П о д ред. Н. М . Н а з а р о в о й М.,2000.
7. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.
Гл ав а 7