Вопрос 4. виды и формы слушания. тактика задавания вопросов.
В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: "слушать" и "слышать". К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. В научном плане мы можем говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создаёт у говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника, считают его переживания смешными, незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению.
Эффективное слушание, обеспечивающее правильное протекание названных выше процессов, — это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.
Нерефлексивное слушание - умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации, когда цель разговора со стороны говорящего - "излияние души", эмоциональная разрядка). Внимательное молчание - это слушание с активным использованием невербальных средств - кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз, внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего ("Зеркало"), междометий ("Угу-поддакивания").
Рефлексивное слушание - это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем). В данном случае обратная связь Дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора (выяснение), перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), отражение чувств и резюмирование - изложение промежуточных и окончательных выводов по беседе (обычно используется в длительных разговорах).
В случае возможности обратной связи процесс коммуникации упрощается. Обратная связь с клиентом является важным фактором общения. Обратная связь - это проясняющий и очищающий от помех элемент коммуникации. Она выполняет следующие функции:
1. Получаемая от окружающих обратная связь, несущая Клиенту сведения о том, как он воспринят в процессе общения другим, способствует обретению собственного "Я".
2. Переработка обратной связи в соответствии с внутренними диспозициями дополняет представление о собеседниках.
3. Конструктивная обратная связь, детерминируя саморегуляцию, вызывает корректировку последующего поведения, замену его более эффективным.
Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения.
Выделяется четыре вида активного слушания (установления обратной связи): выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Можно использовать сочетание этих типов ответов.
Выяснение — это обращение к говорящему за уточнениями, при этом используются фразы типа: «Не повторите ли Вы еще раз? Я не понял. Что Вы имеете в виду? и т. д.» При использовании этого приема часто достаточно простого замечания, чтобы говорящий понял, что выражает свои мысли неточно.
Перефразирование-переформулирование мысли словами слушающего с целью проверки точности восприятия этой мысли. Обычно в этом случае высказывания начинаются со слов типа: «Как я понимаю... Вы говорите... По Вашему мнению... и пр.» Основное внимание при перефразировании обращается на смысл и идеи, а не на установки и чувства собеседника. Обязательно следует добиваться изменения структуры речи говорящего, зеркальное повторение слов создает у него впечатление, что его не слушают.
Отражение чувств — основной акцент делается на отражение слушающим чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния. При этом используются слова «Мне кажется, что Вы чувствуете... Не чувствуете ли Вы себя несколько...» Обязательно надо учитывать интенсивность переживания.
Этот тип активного слушания требует от слушающего умения разбираться в чувствах и переживаниях говорящего. Необходимо учитывать мимику, моторику говорящего, его интонации, тембр голоса, а также прошлый опыт слушающего, который может поставить мысленно себя на место говорящего. Последнее является очень коварным приемом, обязательно надо помнить, что вы используете при этом собственный прошлый опыт, свои переживания, которые вовсе не обязательно будут совпадать с переживаниями говорящего. Использование опыта своих собственных переживаний возможно только с учетом остальных проявлений чувств говорящего.
Резюмирование-подытоживание основных идей и чувств говорящего. Применяется при продолжительных беседах, соединяя части диалога в смысловое единство. Это дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения, а говорящему — информацию о том, насколько точно он смог передать свою мысль. Резюмирование особенно уместно при обсуждении разного рода неточностей, разногласий, урегулировании конфликтов, при согласовании разных проектов решений и пр. Особенно этот вид слушания полезен при проведении заседаний различного рода комиссий, педагогических советов, методических объединений, выработке заключений по каким-либо вопросам, которые до этого достаточное время обсуждались. Иногда именно резюмирование дает возможность решить проблему, которая в результате предварительного обсуждения была признана абсолютно нерешаемой.
Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что?..», парафразов: «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...». Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:
1. Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется уверенность в том, что передаваемая им информация правильно понята.
2. Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, и не «диктофон», в который можно диктовать свои мысли и рассуждения, а равный ему партнер. Правила эмпатического слушания:
1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника
2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято вами (не осуждая, не критикуя, не поучая его)
3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не поучать его
4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила «Я-высказываний» (способ самовыражения, осознания своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1-описание ситуации, вызвавшей напряжение; 2 — точное название своего чувства в этой ситуации; 3 — называние причин этого чувства («я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...»)
«Трудные» типы слушателей. Мы можем столкнуться с фильтрами, которые обусловлены принадлежностью наших клиентов к тому или иному «трудному» типу слушателей: симулянт, зависимый, перебивающий, погруженный в себя, логик.
Симулянт лишь имитирует внимательное слушание — часто для того, чтобы сделать приятное говорящему. Он всеми силами демонстрирует внешние признаки внимания или старается запомнить мельчайшие детали, но из-за этого на самом деле плохо понимает, а то и вообще не воспринимает смысл сказанного.
Зависимый очень озабочен впечатлением, которое он производит на говорящего, и всячески старается заслужить его одобрение. Поэтому он упускает содержание и суть сказанного.
Перебивающего больше всего волнует, что он забудет те идеи, которые приходят ему в голову по ассоциации с услышанным, поэтому он торопится их высказать. Это раздражает собеседника и затрудняет взаимопонимание. Кроме того, нередко перебивание является способом увести разговор в сторону от неприятной темы.
Погруженный в себя настолько занят своими проблемами или переживаниями в ходе разговора, что ему просто не до говорящего. Он и не пытается понять, о чем тот говорит, а может, и вообще не слышит своего собеседника.
Логик старается классифицировать и вписать новую информацию в имеющуюся у него систему. Он не обращает внимания на эмоции и воспринимает, главным образом, то, что укладывается в его логику. Остальное он воспринимает на поверхностном уровне или отбрасывает, не считая нужным более глубоко разбираться в смысле того, что не соответствует его системе.
Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».
Выделяют также и тактики ведения беседы. Не способствующие пониманию партнера:
1. Негативная оценка — в беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами вроде: «Глупости ты говоришь...», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь...», «Я бы мог вам это объяснить, но боюсь, вы не поймете...» и т. п.
2. Игнорирование — мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями.
3. Эгоцентризм — мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.
Промежуточные техники
4. Вы спрашиваете — мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что-то, но не объясняем ему своих целей.
5. Замечания о ходе беседы — в ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора...», «Мы несколько отвлеклись от темы...», «Давайте вернемся к цели нашего разговора...» и т. д.
6. Поддакивание — мы сопровождаем высказывания партнера реакциями типа: «Да-да...», «Угу...»
Способствующие пониманию партнера:
7. Вербализация, ступень А — проговаривание. Мы дословно повторяем высказывание партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял Вас...», «По Вашему мнению...», «Ты считаешь...* и т. п.
8. Вербализация, ступень Б — перефразирование. Мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...» , «Другими словами ты считаешь, что...» и др.
9. Вербализация, ступень В — интерпретация и развитие идеи. Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...» или «Вы так считаете, видимо, потому что...»
Способствует установлению контакта:
· Сокращение физической и психической дистанции: вставание при приветствии, выход из-за стола, провожание до места
· Наклон в сторону собеседника
· Оптимальное для него расстояние, расположение под углом
· Отсутствие преграды между партнерами
· Нейтральные или положительные первые фразы
· Открытость позы и жестов
· Расстегнутый пиджак
· Контакт глаз (около 40% временя, но каждый взгляд не дольше 10 секунд)
· Равенство позиции (оба сидя или стоя)
· Подстройка к партнеру (достижение сходства позы состояния, стиля речи, ритма дыхания)
· Доброжелательный тон голоса
· Сосредоточенность внимания на партнере, отсутствие внешних помех
· Готовность к его приходу
· Положительная обратная связь
· Выражение понимания, сопереживания
· Готовность честно признать свои промахи
· Умеренная мимика и жестикуляция
· Индивидуальный подход
· Уверенность
· Неторопливость
Препятствует установлению контакта:
· Игнорирование партнера
· Наклон от собеседника
· Слишком большое или слишком близкое расстояние
· Наличие стола или другой преграды
· Разговор об острых, проблемных моментах, по которым могут быть разногласия, в самом начале
· Закрытые позы и жесты
· Полная «застегнутость»
· Избегание контакта глаз или долгий взгляд в упор
· Неравенство позиций
· Рассогласование по позе, стилю, состоянию
· Резкий или равнодушный тон
· Отвлечение на других людей, звонки, дела
· Неподготовленность нужных бумаг, беспорядок на столе
· Неодобрение, критика
· Непонимание, равнодушие
· Сваливание вины на партнера и других
· «Маска» на лице или обилие реакций
· Стереотипность, предубежденность
· Суетливость, навязчивые движения
· Разговор впопыхах, между делом
Заключение
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
- Сущность профессионального общения и факторы, его определяющие.
- Доверительное и конфликтное общение.
- Интимное и криминогенное общение.
- Трансформация видов общения как инструмент психологического вмешательства.
[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.