Предмет и методы исследования организационного поведения
Дисциплина «Организационное поведение» находится на стыке поведенческих наук, социологии и психологии управления, социальной психологии, а также менеджмента и экономики. Содержанием курса является изучение поведенческих аспектов организационной системы в целом и поведения людей в организации.
Если психология сама по себе ориентирована на анализ поведения человека в общем, то в организационном поведении изучается поведение работающего человека, которое в большинстве случаев осуществляется в рамках организации (в социологии именуется как формальная организация).
Формальная организация - узаконенная, официально признанная организация, имеющая внешние формы, в которых она зафиксирована и в которых она отображается (устав, положения, инструкции, методики, нормативы, правила, стандарты). Социальная организация любого типа (в том числе малые группы - от 2 до 12 человек - в составе организации) всегда состоит из формальной организации (видимая часть реально существующей организации) и неформальной организации (как бы скрытая под «водой» часть айсберга).
Необходимость изучения организационного поведения работающего вызвана тем, что объединение людей в группы вносит существенные изменения в их личностное поведение. Индивидуумы, поставленные в определенные организационные ситуации, обязательно ведут себя иначе, чем если бы они находились вне организации. Это связано с тем, что организационная система сама начинает оказывать на людей сильное воздействие, которое изменяет и переориентирует тенденции их поведения. Группа навязывает им некоторые нормы поведения, корректирует индивидуальную деятельность.
В условиях трудовой деятельности в организации в процессе неофициальных отношений люди руководствуются, сознательно или подсознательно, различными мотивами (самолюбие, тщеславие, непосредственность, сдержанность и т.д.).
Поведение в организации характеризуется разделением общей задачи организации на локальные задачи, которые выступают в качестве целей для конкретных работников или групп работников. Ценностные предпосылки, цели, задачи, на которых человек основывает свои решения, как правило, представляют собой цели организации или её подразделения, в котором он работает.
Психологическая структура организации - это неформальные (неофициальные) связи и отношения, не имеющие регламентированных правовых предписаний. Они складываются между работниками в процессе их деятельности под влиянием совпадения интересов, мнений и взглядов по различным вопросам, взаимной симпатии и доверия, общности увлечений (спорт, охота, музыка и др.).
Типы организации различаются как по форме (государственные, муниципальные, частные предприятия, фонды, местные органы власти и т.д.), так и по направленности их деятельности или получаемым результатам (промышленность, банковская, страховая деятельность, спортивные ассоциации и т.д.). Необычайно разнообразны и условия, в которых осуществляется работа (экономическая депрессия, работа в условиях конвейерного производства, в организациях, обслуживающих население, во вредных условиях труда, при нехватке времени и т.д.).
Знание основ организационного поведения позволяет решать следующие задачи:
• полнее раскрыть потенциал персонала организации и осуществить выбор направлений совершенствования ее деятельности, используя современные технологии;
• разработать такие проекты организационных мер, которые соответствовали бы критериям, ставящим в центр человека и его потребности;
• определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие исключать консерватизм в организации труда;
• преодолеть традиционные и минималистские подходы к информационным технологиям.
Основа организационного поведения - использование социально-психологических методов управления.
Социально-психологические методыбазируются на использовании социально-психологических факторов и направлены на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед организацией целей.
Путиосуществления социального воздействия:
• целенаправленное формирование персонала организации;
• моральное стимулирование работников;
• использование методов управления индивидуальным поведением;
• осуществление коллективной деятельности работников и использование их социальной активности.
Способыпсихологического воздействия:
• использование методов психологического побуждения (мотивации);
• учет индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека);
• учет психологических аспектов деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).
Таким образом, организационное поведение - это не только теоретическая дисциплина, её познание необходимо для реализации практического менеджмента, выполнения работ по планированию организационных изменений, проектирования систем оценки труда, разработки программ профессионального обучения - для всего, что связано с рациональным и эффективным использованием человеческого потенциала в трудовой деятельности.
7.3. Теоретические основы дисциплины «Организационное поведение»
Теория организационного поведения- сложная современная дисциплина, которая соединяет множество идей и подходов. Ее основные элементы - когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения.
Когнитивный(когнитив - с франц. «понимать», «сознавать») подход - направление в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека.
Когнитивный подход нашел наибольшее применение в разработке теории мотивации. Ожидание, атрибуции (признак, принадлежность), локус (направленность) контроля, целеполагание характеризуют целенаправленность организационного поведения. Данный подход применяет связи между процессом познания и организационным поведением.
Бихевиоризм(с англ. «поведение») - направление в американской психологии, в котором человеческое поведение понимается как физиологические реакции на стимулы.
Бихевиористская теория определяет многие формы организационного поведения, позволяя анализировать возможности и границы его изменения, эффективность управления поведением сотрудников.
Теория социального научениясочетает и интегрирует бихевиористскую и когнитивную концепции, подчеркивает интерактивный характер, взаимосвязь когнитивных, бихевиористских и внешних факторов. Она утверждает: возможно научение на основе подражания, самоконтроля и учета такого параметра личности, как самоэффективность. Самоэффективностъ - это восприятие личностью того, насколько она способна справляться с проблемами по мере их возникновения, и стремление личности к реализации своих возможностей.
Теория социального научения расширяет представление о факторах, определяющих организационное поведение, показывая, что люди могут учиться, выбирать определенное организационное поведение на примере других, мысленно моделируя ситуацию и последствия той или иной модели организационного поведения и усваивая наиболее позитивный для себя образ действий.
В рамках бихевиористского и когнитивного подходов было проведено множество исследований с целью проверки их возможностей объяснять и прогнозировать (проектировать) организационное поведение в отдельных случаях. Оба подхода внесли важный вклад в понимание, предсказание и контроль человеческого поведения. Они показали, что поведение может быть проанализировано и управляемо. Теория социального научения объединила их и расширила теорию организационного поведения.
Существуют многие другие закономерности - например, законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и др. Они часто в парадоксальной, иронической манере раскрывают определенные принципы и закономерности управленческой деятельности.