Управление организациями как вид социального управления
3. Психологические проблемы управления организациями: зарубежный опыт исследования.
4. Психологические проблемы управления организациями: отечественный опыт исследования.
5. Психология управления и организационная психология: сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов.
*************
Вовпрос 1. Вступление к курсу «Организационная психология»
Оптимизация управления организациями предусматривает учет разных факторов, которые влияют на данный процесс (политических, экономических, законодательных и т.п.). Среди них важное место занимают психологические — факторы, связанные с учетом личностно-психологических особенностей людей и закономерностей их взаимодействия в социальных группах и организациях.
Следует заметить, что значимость этих факторов в особенности возрастает из-за усложнения управленческих проблем во всех типах организаций, которые обусловлены двумя группами причин.
Во-первых, наличием определенных тенденций, которые отмечаются во всем мире в функционировании современных организаций, сравнительно с классическими (осложнения содержания человеческой деятельности; взаимозависимость работы членов организации один от другого; повышение подготовки и ориентации на профессиональную карьеру членов организации; переход от бюрократических ценностей в организации к демократическим и т.п.).
Во-вторых, наличием особых условий функционирования организаций в Украине, обусловленных специфическими социальными процессами, которые происходят в переходный период (политические трансформации в обществе; недостаточная разработанность законодательной базы развития общества; отсутствие четких экономических механизмов регуляции деятельности организаций и стимуляции работы людей; повышенная стрессогенность в обществе; отсутствие «реального» менеджерского опыта в управлении большинством организаций и т.п.).
Все это обуславливает, наряду с учетом общих закономерностей социального управления необходимость психологического обеспечения управления организациями. В реализации этого направления важную роль может сыграть практическая психология организаций (практическая организационная психология), новая область практической психологии в Украине, главное назначение которой состоит в предоставлении психологической помощи менеджерам и персоналу организаций в решении психологических проблем, связанных с их управленческой и профессиональной деятельностью и развитием организации в целом. Такая помощь может осуществляться по двум основным направлениям.
Первое направлениеохватывает стратегическую подготовку менеджеров и персонала организаций в рамках высшего и последипломного образования, направленного на формирование потенциальной психологической готовности к управленческой и профессиональной деятельности.
Второе направлениесостоит в предоставлении психологической помощи менеджерам и персоналу конкретной организации, поскольку общие психологические закономерности в равных организациях имеют свое специфическое выражение и проявляются, в частности, в виде конкретных психолого-организационных проблем.
Одним из способов в обеспечении эффективной психологической помощи в организациях есть технологический подход, который ныне начинает активно внедряться во всех сферах жизнедеятельности людей. Сегодня широко используются информационные, политические, воинские, медицинские, гуманитарные технологии. В особенности интенсивно разрабатываются и воплощаются у жизни образовательные, управленческие технологии и др. На наш взгляд, это обусловлено осложнением содержания человеческой деятельности, необходимостью реализации системного и комплексного подходов к ведению деятельности, выраженной направленностью деятельности на конкретный результат и т.п.. Не исключительной здесь есть и практическая организационная психология, которая также имеет четко выраженную прагматическую ориентацию.
Исходя из вышесказанного, одной из важных задач практической организационной психологии есть разработка и внедрение психолого-организационных технологий для решения основных психологических проблем, которые возникают в процессе деятельности и развития организаций. Такие технологии должны в системном виде объединять в себе совокупность разных видов психологической помощи, которые являются целесообразными при решении определенного типа психолого-организационных проблем. Существенным есть также овладение организационными психологами этими технологиями в процессе вузовского и последипломного образования.
----------------------
Исследования психологических основ управления, на наш взгляд, необходимо начать с общего анализа феномена управления, поскольку анализ видового понятия предусматривает, прежде всего, учет важных характеристик родовогопонятия. В связи с этим существенным является освещение содержания управления как социального явления и основных аспектов его проявления. Важное значение для понимания содержания наук об управлении имеет также раскрытие исторической логики их развития и выделения того периода, когда возникла необходимость реализации психологического подхода к изучению управления. И, конечно, отдельной проблемой, решение которой дает возможность всесторонне подойти к пониманию психологических аспектов управления организациями, есть осуществление анализа исследований зарубежных и отечественных ученых в этой области, а также выделения общих и отличительных тенденций развития.