Как психологическое зеркало
У каждого человека имеется представление о своей внешности, о том, как он выглядит со стороны. Он не раз видел свое отражение в зеркале. Даже в давние времена, когда искусственных зеркал не было, люди искали свое отражение на поверхности воды. В этом отражении они получали и подтверждение собственного существования. Позже человек научился создавать зеркала и довел это умение до совершенства. Но даже смотрясь в очень качественное зеркало, человек может увидеть только отражение своей внешности, причем именно то, которое он показывает зеркалу в этот момент. Одни люди при этом улыбаются, другие хмурятся (во многом в зависимости от того, какое отражение они ожидают увидеть). Но, к сожалению, никакое зеркало не может отразить внутреннюю сущность человека, его «Я». Свое психологическое отражение человек может увидеть только в других людях. Окружающие являются для нас чем-то вроде психологических зеркал. Именно другие люди являются мерилом для человека в его отношении к себе. От других людей человек впервые узнает, кто он, и получает оценку — какой он. Каждый новый акт общения и взаимодействия увеличивает социальный опыт человека и вносит коррективы в его представление о себе, делает его более многогранным.
Но каждый человек, дающий обратную связь другому, так или иначе «преломляет его отражение», пропуская через свое «Я». К сожалению, окружающие являются кривыми зеркалами. Вспомните, что чувствует человек, заходя в комнату кривых зеркал и видя себя, например, с большими ушами, «стройным», как спичка, или невообразимо толстым? Он смеется. Ему позволяет смеяться то, что он знает свое «правильное» изображение. Он видел себя раньше в «правильном» зеркале. А теперь представьте себе человека, который никогда раньше не видел своего отражения и впервые увидел себя в кривом зеркале. Ему ничего не останется, кроме как поверить в то, что он видит. В то, что он такой и есть. Даже если ему придется при этом расстроиться. К сожалению, нет такого искусственного зеркала, в котором человек смог бы увидеть действительно подлинный и беспристрастный образ того, как он выглядит психологически. Человеку суждено собирать и строить свой меняющийся в течение жизни автопортрет по отдельным обрывкам. Каждый успешен в этом по-разному. Складывающееся в течение жизни представление человека о себе нередко не совпадает с совокупностью его реальных качеств и представлением о нем окружающих. Можно выделить несколько проекций-представлений относительно любого человека, назовем его «Ч»:
«Ч» — реальный;
«Ч1» — представление данного человека о себе.
«Ч2» — представление данного человека о том, как его воспринимают окружающие.
«Ч3» — представление о данном человеке окружающих.
Одной из задач социально-психологического тренинга является сближение всего комплекса представлений («Ч» = «Ч1» = «Ч2») в сознании каждого участника и развитие умения формировать соответствующее представление о нем у других участников взаимодействия («Ч3»). Только при действительном совпадении этих проекций-представлений человек может быть конгруэнтным и успешным.
Формирование и коррекция представления человека о себе в тренинговой группе, в отличие от обыденного общения, происходят более интенсивно, более выражено, а главное — управляемо. В тренинговой группе, выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь от других, человек получает возможность исследовать себя как бы со стороны. При этом другие участники группы выступают в роли особых «зеркал», отражающих и показывающих то, что сам участник не может «увидеть» самостоятельно.
Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм, создали широко описанную в литературе схему под названием «Окошко Джогарри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе.
Другие | Я | |
знаю о себе | не знаю о себе | |
знают обо мне | 1 открытая область | 2 слепая область |
не знают обо мне | 3 скрытая область | 4 неизвестная область |
Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.
Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения).
Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни).
Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих.
Содержательная работа в тренинге приводит к расширению 1-й области за счет уменьшения 2, 3 и 4-й областей. При этом уменьшение 2-й области данной схемы происходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет им снять «маски» и приводит к уменьшению 3-й области. Совместно с ведущим группа исследует и 4 область, получает новые знания и понимание.
Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утонченный процесс, требующий от ведущего особой чувствительности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренинге), поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что при соответствующем сопровождении может способствовать более эффективной перестройке всего «здания» личности. В данной метафоре работа, направленная на развитие психических процессов, различных навыков и т. п., является скорее строительством пристроек к имеющемуся зданию.
Работа с самопредставлением человека так или иначе присутствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет этой работе направленного внимания, он меняет собственные представления участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил. Если он что-то и вынес из тренинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.
Следует также особо подчеркнуть важность направленного выстраивания работы ведущим на помощь участникам в принятии себя и развитии у них их способности к самораскрытию. Готовность человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является символом сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскрытию человеку приходится создавать внешние маски (ложные «Я») и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге приводит к истощению и разорению личности»1. Кроме того, процесс самораскрытия каждого участника группе является не только
средством его развития, но и средством для развития остальных ее членов. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе»'.