Тренинг переговорного общения
Профессиональная Этика и этикет
Материалы курса
Автор-составитель: ст. препод. каф. философии Л.Е. Зиновьева
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
подготовка специалистов, владеющих знаниями об этических принципах профессиональной деятельности, моральных основаниях и нормах взаимодействий в профессиональной сфере, о сущности и особенностях деловых коммуникаций и делового этикета, умеющих их использовать в практической профессиональной деятельности
Основными задачами курса являются:
- формирование представлений о системе основных понятий профессиональной этики, о теоретических основах этой науки,
- формирование представлений о принципах и требованиях к нравственной культуре в профессиональной сфере,
- изучение социально-психологических оснований профессиональной этики,
- знакомство с этическими требованиями и этикетными нормами основных видов деловых коммуникаций,
- изучение основных требований и правил делового этикета,
- укрепление общегуманистических и толерантных установок и нравственных принципов слушателей,
- формирование убеждений слушателей в безусловной значимости профессиональной этики как необходимого условия их профессиональной компетенции.
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Название разделов и тем | Всего | Виды учебных занятий | |||
Аудиторные занятия, в том числе | Сам. раб. | ||||
Лекции | Семин. | ||||
Раздел 1 Профессиональная этика как дисциплина | |||||
1. | Предмет и категориальный аппарат этики. | ||||
2. | Профессиональная этика. | ||||
Раздел 2 Этикаделовых отношений | |||||
3. | Этические принципы и психологические основания деловых взаимоотношений. | ||||
4. | Этика служебных взаимоотношений. | ||||
5. | Этика деловых коммуникаций. | ||||
Раздел 3 Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности | |||||
6. | Этикет делового человека. | ||||
7. | Этикет деловых бесед и публичных выступлений. | ||||
8. | Культура одежды делового человека. | ||||
9. | Поведение в общественных местах. | ||||
ИТОГО |
Содержание курса
Раздел 1. Профессиональная этика как дисциплина.
Тема 1. Предмет и категориальный аппарат этики.
Предмет и задачи этики как науки. Система этического знания: теоретическая и нормативная этика.
Мораль - предмет этики. Сущность морали. Специфика нравственных отношений и средств нравственной регуляции. Функции морали. Понятия добра и зла, долга и ответственности, чести и достоинства. Нормативные образцы личности.
Тема 2. Профессиональная этика.
Понятие профессиональной этики и деловой морали. Деловая мораль и рыночные отношения. Профессиональные нравственные ценности в системе нравственных ценностей современного общества.
Виды профессиональной этики. Основные принципы профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности.Профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная честь и достоинство. Этические требования к профессиональному поведению.
Кодексы профессиональной этики.
Раздел 2. Этика деловых отношений
Тема 3. Этические принципы и психологические основания деловых взаимоотношений.
Понятие и основные виды деловых отношений. Этические принципы деловых отношений. Психологические основания и их роль в построении деловых отношений. Психосоциотипология: различные классификации типов людей. Трансакционный анализв деловых взаимоотношениях.
Тема 4. Этика служебных взаимоотношений.
Типы взаимоотношений в коллективе. Взаимоотношения между коллегами. Неформальные и формальные отношения. Конкуренция внутри коллектива и карьерный рост.
Управленческая этика. Основные стили и методы управления. Отношения между руководителем и подчинёнными. Требования к современному руководителю.
Тема 5. Этика деловых коммуникаций
Виды, уровни и особенности деловых коммуникаций. Консультации. Собеседования. Переговоры.
Структура деловых коммуникаций. Вербальные и невербальные средства коммуникаций. Средства невербального общения: дистанция, поза, мимика, жесты, взгляд. Техника и этика ведения переговоров.
Раздел 3. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности.
Тема 6. Этикет делового человека.
Культура делового общения. Этикет общения по телефону. Этикет деловой переписки. Электронная переписка и «нетикет».
Визитная карточка и бизнес-подарки в деловой коммуникации.
Тема 7. Этикет деловых бесед и публичных выступлений.
Правила проведения презентаций, деловых бесед и публичных выступлений. Особенности публичного выступления и культура делового совещания. Культура деловой беседы и спора. Этикет проведения пресс-конференций.
Тема 8. Культура одежды делового человека.
Культура одежды делового человека. Внешний вид делового мужчины. Внешний вид деловой женщины. Составляющие имиджа. Имидж и «язык тела». Стиль делового человека. Создание профессионального имиджа специалиста.
Тема 9. Поведение в общественных местах.
Правила поведения в общественных местах. Общие правила этикета на работе, на улице, в общественном транспорте, в гостях. Правила поведения в театре, ресторане, на деловых приемах, дорожный этикет. Гостевой этикет. Поведение за столом.
Темы семинарских занятий
Семинар 1. Профессиональная этика.
Основные понятия:
Этика блага, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, деонтология. Профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональная честь и честность, профессиональное достоинство, профессионализм.
Уважение к закону и социальным институтам, нормам морали.
Этический кодекс.
Вопросы к теме:
1. Теоретические основания деловой этики. Утилитаризм и деонтология.
2. Нравственные основания профессиональной деятельности педагога.
3. Профессиональный аспект основных категорий этики.
4. Кодексы делового поведения: современный зарубежный и отечественный опыт. Этические кодексы в педагогической сфере.
Список литературы и источников
Источники:
Российский кодекс предпринимательской этики.
Хартия туризма (Кодекс туриста).
Глобальный этический кодекс туризма.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Любое издание.
Дополнительная литература
1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.
2. Гурова, И.П. Этика международных деловых отношений / И.П. Гурова. – М. : Дело, 2004.
3. Де Джордж Р.Т. Деловая этика / Р.Т. Де Джордж. В 2-х т. Пер. с англ. – М.-СПб.: Прогресс. 2001.
4. Зарубина Н.Н. Бизнес в зеркале русской культуры / Н.Н.Зарубина – М.: Анкил, 2004.
5. Каверин С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин – М. Изд-во института психологии РАН, 1998.
6. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. – М.: Логос, 2003.
7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М,
2002.
8. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.
9. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.
10. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов ; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М. : Изд-во МГУ, 2004.
11. Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – М.: Наука, 2001.
12. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб., 2001.
Семинар 2. Этика служебных взаимоотношений.
Основные понятия:
Стиль руководства. Авторитарный, либеральный, анархический стили.
Трансакционная (ролевая) теория. Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Виды трансакций: дополнительные, перекрестные, скрытые
Вопросы к теме:
1.Трансакционный анализ в деловых взаимоотношениях.
2.Взаимоотношения "руководитель - подчиненный". Стили руководства.
3.Взаимоотношения "Коллега - коллега". Конкуренция внутри коллектива.
Практикум.
Дополнительная литература
1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Любое изд.
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.
5. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.
6. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось–89, 2002.
7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова. – СПБ.:Питер, 2001
8. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В.Опалев. М.: Дело, 2006.
9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.
10. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.
11. Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – М.: Наука, 2001.
12. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизнеса / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.
13. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб., 2001.
14. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.
15. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 1997.
Семинар 3. Этика деловых коммуникаций.
Основные понятия:
Виды деловых коммуникаций. Консультации. Собеседования. Переговоры.
Средства коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Средства невербального общения: дистанция, поза, мимика, жесты, взгляд.
Вопросы к теме:
1. Виды деловых коммуникаций.
2. Средства коммуникаций.
3. Техника и этика ведения переговоров.
Тренинг переговорного общения
Дополнительная литература
1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Любое изд.
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.:ИНФРА-М, 2002.
4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.
5. Кондратьев Э. В. Связи с общественностью: учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. М. : Акад. Проект, 2005.
6. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.
7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось–89, 2002.
8. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова. – СПБ.:Питер, 2001
9. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях /Г.М.Мануйлов. М.: Изд-во РАН, 2002.
10. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В.Опалев. М.: Дело, 2006.
11. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.
12. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.
13. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизнеса / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.
14. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.
15. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 1997.
Семинар 4. Этикет делового человека.
Основные понятия:
Телефонный этикет, речевой этикет, обращения, эпистолярный этикет, «нетикет», формулы вежливости, визитная карточка, деловые подарки.
Вопросы к теме:
1. Стилистика деловой речи.
2. Ведение телефонных переговоров.
3. Жанры деловой переписки и оформление деловых писем.
4. Этикетные правила визитных карточек и бизнес-подарков.