Классификация видов транспорта.
По видам транспорта различают:
· рельсовый (железнодорожный узкоколейный);
· безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
· водный (морской, речной);
· трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и т.д.);
· специальный (технологический) транспорт;
· подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).
По способу действия различают:
· транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);
· транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).
По направлению перемещения грузов различают:
· горизонтальный;
· вертикальный (лифты, подъемники);
· горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);
· наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).
Внешние перевозки осуществляются преимущественно транспортом общего пользования, внутризаводские - транспортным хозяйством предприятия. Транспортное хозяйство предприятия должно работать согласованно с внешними перевозчиками, в качестве которых обычно выступают специализированные транспортно-экспедиторские (логистические) компании. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом требуется согласование типа, количества, порядка и сроков подачи автопоездов, железнодорожных составов, организации маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемо-сдаточных операций. Внутрицеховой транспорт находится в ведении того цеха, где он применяется.
Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить ряд параметров.
1. Номенклатуру перевозимых грузов. Обычно включает три основные группы:
· сыпучие грузы (формовочные материалы, уголь, песок, гравий и т.д.);
· наливные грузы (нефтепродукты, химические жидкости и т.п.);
· штучные грузы.
Грузы каждой группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения, требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно-складской тары. Эти особенности учитываются при выборе транспортных средств и организации их работы.
Грузооборот - количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Грузооборот равен сумме грузопотоков.
Грузопоток - количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения их рациональной организации в пространстве.
Перевозки грузов могут осуществляться по:
· разовым маршрутам, которые назначаются для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, случайных как по направлению, так по составу и количеству транспортируемых грузов;
· постоянным маршрутам, которые назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств.
· комбинированным маршрутам, которые представляют собой комбинацию различных маршрутов или их фрагментов.
В проектном, позаказном и мелкосерийном призводствах (при отсутствии устойчивых грузопотоков) грузоперевозки, как правило, организуются по разовым маршрутам. В крупнопартийном и поточном производствах грузопотоки более постоянны, поэтому грузоперевозки осуществляются и по постоянным, и по разовым маршрутам.
Для характеристики использования транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применятся система технико-экономических показателей.
1. Техническая скорость движения транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени движения транспортного средства. Расчетная техническая скорость движения межцехового транспорта в зависимости от условий эксплуатации может составлять 60—80 м/мин внутри зданий, 100—150 м/мин вне зданий.
2. Эксплуатационная скорость транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени стоянки на начальном, промежуточных и конечном пунктах.
3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства. Определяется отношением массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства.
4. Коэффициент использования пробега транспортного средства. Определяется отношением пути, проходимого транспортным средством с грузом, к пути, проходимого без груза. Сокращение пробега без груза (холостой ход) за счет рациональной маршрутизации улучшает использование транспортных средств и снижает потребность в их количестве.
5. Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства. Определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства к календарному времени за один период. При нормальной эксплуатации должен быть не менее 0,85.
Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной засылки грузов, предоставление дополнительных услуг и т.д. Оценка по каждому из критериев позволяет получить комплексную оценку эффективности транспортного обслуживания.
Логистическая инфраструктура предприятия:
Склад - это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, обеспечивающий сохранность товарно-материальных ценностей, позволяющий накапливать необходимые запасы.
Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение, обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в соответствии с заказами.
Виды складов:
В зависимости от вида объектов хранения различают следующие склады: материальные, полуфабрикатов и заготовок, готовой продукции, инструментов, оборудования и запасных частей, хозяйственные, отходов и утиля.
В зависимости от уровня обслуживаемых потребностей предприятия выделяют: общезаводские склады, цеховые склады.
В зависимости от степени оснащенности: открытыесклады, полуоткрытые склады, закрытые склады.
Работа склада организуется в соответствии с технологическими картами, в которых расписан технологический процесс грузопереработки на складе. Такая карта содержит перечень основных операций, порядок, условия и требования к их выполнению, данные о составе необходимого оборудования и приспособлений, составе бригад и расстановке персонала. В технологической карте указывается последовательность и основные условия выполнения операций при выгрузке грузов, их приемке по количеству и качеству, способы пакетирования и укладки на поддоны, в штабеля, на стеллажи, а также режим хранения, порядок контроля за сохранностью, порядок их отпуска, упаковки и маркировки.
Основным учетным документом является учетная карта для материалов, полуфабрикатов и инструмента, которая заводится на каждый типоразмер объекта хранения на складе. В ней дается описание объекта хранения, фиксируется приход, расход, остаток по каждой операции приемки-выдачи, указываются места хранения и текущее состояние запаса.
На принятые материалы составляются приемный акт или ордер. В случае обнаружения брака при входном контроле материалов составляется оперативно-технический акт, служащий в дальнейшем основанием для предъявления рекламаций поставщику.
Решение задачи совершенствования складского хозяйства предполагает рационализацию складского процесса во времени и пространстве.
Типы производства
Тип производства - это комплексная характеристика технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленная его специализацией, типом и постоянством номенклатуры изделий, а также формой движения изделий по рабочим местам.
Уровень специализации рабочих мест выражается рядом показателей, характеризующих конструктивно-технологические и организационно-плановые особенности продукции и производства. К таким показателям относятся: удельный вес специализированных рабочих мест в подразделении; число закрепленных за ними наименований деталеопераций; среднее число операций, выполняемых на рабочем месте за определенный период времени. Среди этих показателей последний наиболее полно характеризует организационные и экономические особенности, соответствующие конкретному типу производства, уровню специализации рабочих мест.
Этот уровень определяется коэффициентом закрепления операций (Кзо), который определяют какотношение числа различных технологических операций, выполняемых или подлежащих выполнению подразделением в течение месяца, к числу рабочих мест. Так как Кзо. отражает частоту смены различных операций и связанную с этим периодичность обслуживания рабочего различными информационными и вещественными элементами производства, то
Кзо=m/n, (11)
где m – суммарное число различных операций, выполняемых за планируемый период;
n – явочное число рабочих подразделения, выполняющих эти операции.
Показатель Кзо объединяет в себе значительное число факторов, определяющих степень стабильности производственных условий на рабочих местах. Все параметры, влияющие на Кзо условно можно объединить в три группы: первая группа – параметры конструктивно-технологического порядка, определяющие основу производственного процесса; вторая– объемные параметры, характеризующие статику производственного процесса; третья – календарные параметры, определяющие динамику производственного процесса.
К первой группе относятся такие параметры, как коэффициент подготовительно-заключительного времени, число операций, нормы времени операций, число наименований изделий.
Ко второй группе параметров относятся: явочное число основных рабочих, фонд времени рабочего, программа выпуска, коэффициент выполнения норм времени, число рабочих мест.
Третья группа включает следующие параметры: размер и ритм партии изделий, ритм выпуска изделия, коэффициент межоперационного времени, длительность производственного цикла партии изделий. Кзо влияет на специализированные навыки рабочих, трудоемкость обработки и оплату труда рабочих участка, затраты на переналадки и периодичность в обслуживании со стороны мастера, планировщика, наладчика, а также на оплату рабочих в ожидании обслуживания, т. е. на себестоимость выпускаемой продукции.
Коэффициент Кзо характеризует среднее время выполнения одной операции или совокупности схожих операций при групповой технологии. Следовательно, он связан с размером партии изделий, которая изготовляется непрерывно на каждой операции. Изменение размера партии, в свою очередь, сказывается на длительности производственного цикла и величине незавершенного производства. Наличие как увеличивающихся, так и уменьшающихся затрат при однонаправленном изменении Кзо свидетельствует о необходимости поиска оптимальной величины Кзо.
Номенклатура изготовляемых на рабочих местах изделий может быть постоянной и переменной. К постояннойноменклатуре относятся изделия, изготовление которых продолжается сравнительно долгое время, т. е. год и более. При постоянной номенклатуре изготовление и выпуск могут быть непрерывными и периодическими, повторяющимися через определенные промежутки времени. При переменной номенклатуре изготовление и выпуск изделий повторяются через неопределенные промежутки.
По степени специализации, величине и постоянству номенклатуры изготовляемых изделий все рабочие места делятся на следующие группы:
1. Рабочие места массового производства, специализированные на выполнении одной непрерывной повторяющейся операции.
2. Рабочие места серийного производства, на которых выполняется несколько различных операций, повторяющихся через определенные промежутки времени.
3. Ра6очие места единичного производства, на которых выполняется большое число различных операций, повторяющихся через неопределенные промежутки времени или вовсе не повторяющихся.
В зависимости от значения Кзо рабочие места серийного производства подразделяются на: крупно-, средне- и мелкосерийные:
1. при 1 <= Кзо < 10 рабочие места относятся к крупносерийному производству;
2. при 10 <= Кзо < 20 рабочие места соответствуют среднесерийному производству;
3. при 20<= Кзо <=40 – мелкосерийному производству.