Психоанализ. международная психоаналитическая ассоциация: проблемы и надежды в начале xxi века

Автор:

Интервью с Аленом Жибо, генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации (IPA), тренинг-аналитиком Парижского психоаналитического общества, директором Парижского Центра психоанализа и психотерапии Э. и Ж. Кестемберг

Андрей Россохин (А. Р.):Уважаемый генеральный секретарь, не могли бы Вы рассказать о том, что представляет собой Международная психоаналитическая ассоциация, каковы ее цели в современном мире?

Ален Жибо (А. Ж.):Основанная Фрейдом в 1910 г., Международная психоаналитическая ассоциация (МПА) включает сегодня 57 психоаналитических обществ и 9 обучающихся групп, находящихся в 34 странах, преимущественно в Европе, Северной и Южной Америке, но также на Среднем Востоке и в Азии. С самого начала Фрейд способствовал международному развитию психоанализа для того, чтобы поощрять его проникновение в культуру и защитить гуманистическую природу психоанализа от возможного искажения в силу различных национальных факторов.

В начале века МПА имела статус небольшого научного общества - в 1920 г. она включала в себя только 240 членов. Начиная с этого момента и до 1980 года количество членов МПА удваивалось каждое десятилетие, и потребовались следующие двадцать лет, чтобы количество членов ассоциации снова удвоилось и достигло к настоящему времени 10500 членов. На протяжении последних пяти лет темп роста количества членов выше всего в Южной Америке и составляет 30%. В Европе этот показатель - 20%, в Северной Америке -только 4%, что отражает устойчивость позиции психоанализа Фрейда на разных континентах и зависимость его развития от экономических и социо-культурных особенностей.

Современное развитие МПА определяется пятью стратегическими целями, направленными главным образом на обеспечение развития психоанализа как метода лечения, и одновременно как науки и профессии. Это усовершенствование разного рода помощи, предлагаемой членам ассоциации; повышение статуса профессии во внешнем мире; расширение областей исследования; улучшение качества научного обмена и методов обучения и, наконец, оказание помощи развитию психоанализа в тех регионах или странах, в которых он до сих пор отсутствовал.

Я хотел бы подчеркнуть важность стратегических целей - преодоления сложностей, с которыми сталкивается научная организация, насчитывающая более 10 000 членов, говорящих на многих языках и развивающихся в различных национальных культурах. Мы можем легко представить себе сложности, возникающие при налаживании эффективного взаимодействия между членами МПА.

А. Р.:Если я правильно понимаю, то сложности современного периода, с которыми столкнулась МПА, не только технического характера, но представляют собой и конфликтные взаимоотношения между различными современными направлениями и школами внутри МПА?

А. Ж.:Я думаю, что Вы затронули важную тему. После открытия Фрейда много последователей развивали разные направления в психоанализе, и одна из проблем последних 25 лет, касается единства концептуализации теории, техники и практики психоанализа. Распространение его в разных культурах и на многочисленных языках привело к такому разнообразию в теоретических и клинических концепциях, что аналитики были поставлены перед необходимостью задавать друг другу вопросы по поводу их общей позиции (общей почвы).

Есть ли у нас эта общая почва? Если, например, взять строгий фрейдистский подход во Франции, или кляйнианский подход в Великобритании, или Эго- психологию, то можно увидеть, что в каждом направлении говорится о бессознательном. Естественно, подход к объяснению используемых техник отличается, и может сложиться впечатление, что больше нет единого метода психоанализа, а их несколько. Однако, с моей точки зрения, часто подвергаемое критике открытие Фрейдом важнейшей связи бессознательного и инфантильной сексуальности как раз и является этой общей почвой для различных современных психоаналитических направлений и продолжает

стр. 72

оставаться неотъемлемой частью теоретического и клинического обучения в международных психоаналитических институтах.

Если рассмотреть историю психоанализа, то можно заметить его отклонения, связанные со сложностями принятия идеи об инфантильной сексуальности. Например, Юнг не смог согласиться с мыслью о сексуальной обусловленности бессознательных явлений. Позднее Лакан говорил о бессознательном, и его непринятие аффектов и влечений, в противоположность акцентированию на особенностях языка, было по сути способом исключения важности инфантильной сексуальности. Итак, МПА сейчас пытается понять: каким образом мы можем обсуждать вызывающие разногласия проблемы и вырабатывать общие, несмотря на возможные определенные различия, концепции в исследовании бессознательного, которые бы сохраняли нашу идентичность как психоаналитиков.

Бывший президент МПА Отто Кернберг написал много работ, посвященных осмыслению различных моделей психоанализа. Он различает 3 основные направления современного психоанализа: 1) кляйнианский подход (эта школа основана Мелани Кляйн, являвшейся членом Британского психоаналитического общества); 2) Эго-психология, которая развивается в США и также связана с работами школы Анны Фрейд в Великобритании; 3) французский психоаналитический подход, несомненно испытавший влияние Лакана, но отличающийся от лаканианской школы, не признанной МПА. Он разрабатывается Парижским психоаналитическим обществом, основанным в 1926 году, и Французской психоаналитической ассоциацией, созданной совсем недавно.

В настоящее время для МПА чрезвычайно важно наличие различных культур и школ в психоанализе. Это не означает, что между ними имеется сильное расхождение, потому что МПА приветствует встречи аналитиков разных направлений, посвященные обсуждению различий и поискам общих позиций.

А. Р.:Психоанализ часто критикуют за "ненаучность". Проводит ли МПА эмпирические научные исследования психоаналитического процесса?

А. Ж.:Это очень важный вопрос и мне бы хотелось ответить на него более подробно.

Фрейд определял психоанализ одновременно и как метод исследования, образующий новое научное направление, ставящее своей целью углубить изучение бессознательного и инфантильной сексуальности, и как терапевтическую методику для лечения невротических расстройств самых разнообразных форм. Психоаналитический метод и наука тесно связаны. Фрейдовский метод - инструмент познания личности - базируется на определенных теоретических представлениях о психическом аппарате и его функционировании и подтверждает свою достоверность через терапевтическую эффективность.

Слушая своих пациентов, он удивлялся, что его исследование клинических случаев читается как роман, в котором, на первый взгляд, отсутствует научное измерение. Давайте вспомним одно из утверждений о "ненаучности" психоанализа, поскольку он имеет дело с субъективным и индивидуальным опытом, в котором наблюдающий сам включен в процесс наблюдения и этот процесс пропитан глубокой субъективностью. Дебаты о научности и ненаучности психоанализа были значительными в эпоху Фрейда. Они остаются актуальными и в настоящее время.

Как я уже говорил вам ранее, в современном психоанализе существует большое разнообразие теоретических и технических концепций.

На что можно рассчитывать при таком плюрализме, не ставится ли снова под сомнение научность психоанализа? Эти вопросы поднимают проблему научных исследований, которые, согласно президенту МПА, тренинг-аналитику французской психоаналитической ассоциации Д. Видлюшеру, должны рассматриваться в двойном аспекте:

1. Психоанализ как исследовательская практика самих клиницистов, которая диктует собственные методологические правила, отличные от правил в классических научных исследованиях.

Валидность основывается здесь не на точности, а базируется на согласованности внутри исследовательских групп и на теоретическом плюрализме, который способствует диалектическому взаимодействию тенденций к единству и противоположности мнений. Первая тенденция помогает созданию "общей почвы", закладывает основу для передачи психоаналитических знаний и опыта; вторая - акцентирует сложность объекта исследования и открывает научную дискуссию. Поэтому вместо того, чтобы быть преградой научному развитию, теоретический и технический плюрализм содействует логике научного открытия при условии принятия во внимание специфичности изучаемого объекта.

2. Психоанализ как объект исследования и познания, имеющий отношение не только к психоаналитикам, но и к другим наукам.

Если психоанализ - это наука, то она получает свою обоснованность не через другие науки, а через саму себя, и именно благодаря своему названию взаимодействует с другими науками, не позволяя им себя поглотить. При этом мы не должны забывать о том, что своим открытием психоанализ обязан размышлениям Фрейда над достижениями других наук и это говорит в пользу необхо-

стр. 73

димости междисциплинарного подхода к психоаналитическим исследованиям.

Подобный междисциплинарный подход является основой не только для концептуальных, но и для эмпирических психоаналитических исследований, проводимых МПА, в которых широко используются экспериментальные и статистические методы естественных наук. Однако подобное изучение психоаналитического процесса вносит дополнительную трудность - необходимость совместить натуралистическую логику верификации и эмпирическую прагматику клинической практики, - что означает важность понимания сложности объекта исследования и относительной неопределенности различных моделей.

Все это предполагает признание ценности планируемых клинических экспериментов, подчиняющихся логике классического научного исследования: построение гипотез и создание инструментов исследования должны планироваться заранее, в отличие от индивидуальных клинических исследований, в которых речь идет скорее о создании моделей, предназначенных формализовать полученные результаты постфактум.

Поэтому МПА посредством "Комитета по исследованиям" в течение долгих лет поддерживает (в том числе и финансово) проведение эмпирических исследований психоаналитического процесса и, особенно в последнее время, способствует осуществлению планируемых клинических экспериментов.

А. Р.:Могли бы Вы рассказать о профессиональном психоаналитическом тренинге в соответствии со стандартами МПА?

А. Ж.:Как Вы, конечно, хорошо знаете, тремя составляющими психоаналитического обучения в МПА, об абсолютной необходимости которых говорил еще Фрейд, выступают: личный анализ, супервизии и специальное теоретическое обучение.

В МПА было множество дискуссий о минимальных стандартах обучения аналитиков. Официальная политика МПА предполагает, что личный анализ должен проходить по 4 сессии в неделю в разные дни, тем не менее в настоящее время существует много других представлений о частоте проведения психоанализа. Например, анализ во Франции проводится с частотой 3 раза в неделю. Иногда личный анализ практикуется в концентрированной форме - сессии проходят не всегда в разные дни, можно группировать: 2 сессии в один день и 2 - в другой. Сейчас развивается "шатловый" анализ - определенное количество сессий в течение одной недели ежемесячно. Это дает возможность получать психоаналитическое обучение специалистам тех стран, где нет институтов МПА, как, например, в данный момент в России.

Я должен сказать, что если в прошлом МПА рассматривалась как очень ригидная организация с принципами функционирования и обучения, которые нельзя было не только менять, но даже и обсуждать, то теперь дело обстоит иначе. Отто Кернберг и бывший генеральный секретарь МПА Боб Тайсон сделали большой вклад в развитие психоаналитического обучения. Они развернули дискуссии вокруг таких проблем, как условия обучения и различные системы обучения.

Следующий за Отто Кернбергом президент МПА Даниэль Видлюшер предложил совсем отказаться от термина "минимальные стандарты", т.е. минимальное количество сессий или супервизии за неделю; он считает, что правильнее говорить об "оптимальных стандартах". Последние акцентируют тот факт, что аналитик, прошедший обучение в специфических условиях, должен оцениваться по уровню своего личного и профессионального развития, а не по внешним факторам, например, прохождению анализа у обучающего аналитика с частотой 4 сессии в неделю в различные дни. Таким образом, говоря об оптимальных стандартах, мы принимаем во внимание личное развитие, а не административные правила. При современном состоянии психоанализа в мире важно обладание способностью выходить за пределы обманчивых авторитарных позиций и принимать в расчет индивидуальное развитие: способность стать аналитиком зависит от личностных качеств и от умения пройти обучение и анализ в необычных условиях. Развитие психоанализа в мире связано с работой специальных институтов, но необходимо также учитывать и факт существования различных моделей обучения, некоторые из которых более открыты, другие - более закрыты.

А. Р.:Расскажите, пожалуйста о развитии психоанализа в Восточной Европе.

А. Ж.:Со времени падения Берлинской Стены МПА постоянно присутствовала в Восточной Европе и способствовала развитию психоанализа в странах, где он ранее не был известен (Венгрия, Чехословакия, Польша), или просто был запрещен как в СССР. За последние 10 лет профессионалы из разных стран Восточной Европы прошли обучение в МПА и создали психоаналитические общества (Венгрия, Греция) или обучающиеся группы (Сербия, Польша, Румыния), признанные МПА.

В странах, образовавшихся после распада СССР, психоанализ также получил новое рождение. У специалистов появилась возможность профессионального обучения в соответствии со стандартами МПА, что обычно занимает от 5 до 10 лет. В настоящее время в Москве есть три члена МПА, и в ближайшее время их число увеличится.

стр. 74

Стремление специалистов, желающих пройти обучение психоанализу, а также необходимость в координации различных методов обучения, способствовали созданию Европейского психоаналитического института МПА, который был учрежден на конгрессе в Ницце в 2001 году. Это была инициатива Даниэля Видлюшера и моя, имевшая своей целью помочь в развитии психоанализа главным образом в Европейских странах, где в настоящее время нет психоаналитических обществ, признанных МПА, в первую очередь в странах бывшего СССР, а также в Болгарии, Румынии, Хорватии и Словении.

Этот Европейский психоаналитический институт функционирует в сотрудничестве с Европейской психоаналитической федерацией (региональной организацией МПА) и стремится обеспечить обучение коллег из этих стран, в частности, позволяя им использовать специальные методы тренинга, главным образом метод шатлового анализа (ежемесячные поездки за границу) или супервизии с использованием факса или электронной почты.

Важнейшая задача МПА - проведение исследований этих новых методов обучения для изучения воздействия необычных условий тренинга (2 сессии в день, 1 или 2 недели в месяц) на аналитический процесс.

Деятельность МПА, в частности, в Восточной Европе свидетельствует о важности изменений в МПА за последнее десятилетие, вызванных более тонкой и открытой политикой в отношении аналитического обучения и практики. Как было замечено ранее, лучше обсуждать оптимальные, чем необходимые минимальные стандарты обучения. Это оставляет место индивидуальному поиску и развитию соответствующих инициатив -успех эксперимента в Восточной Европе доказывает это. Сейчас в МПА ставится вопрос об открытии психоанализа для культур, достаточно сильно отличающихся от Западной, например, в Индии и Китае.

А. Р.:Во время ваших приездов в Москву вы являлись участником многочисленных дискуссий о том, как осуществлять психоаналитическое обучение в России. Каким образом, с Вашей точки зрения, может идти профессиональное развитие психоанализа в нашей стране?

А. Ж.:Я хотел бы рассказать Вам о двух ступенях в развитии психоаналитического общества, являющегося частью МПА. Первый шаг - создание обучающейся группы, признанной МПА. Для этого необходимо наличие не менее четырех членов МПА. Эта группа проходит профессиональную оценку представителями МПА, и члены группы получают возможность стать обучающими аналитиками. Следующий шаг - создание Общества, для чего необходимо наличие Института с обучающими аналитиками. В России может быть более одной такой обучающейся группы. Одна - в Москве, другие - в Санк-Петербурге и ряде других городов.

За последние 10 лет МПА интенсивно развивала контакты с российскими коллегами. Некоторые из них проходят собственный анализ в зарубежных странах, занимаются индивидуальным обучением и имеют возможность стать психоаналитиками МПА через прямое членство в МПА.

Одна из проблем, с которой мы столкнулись в последнее время, заключается в том, что сейчас появилось больше специалистов, желающих обучаться за пределами России и они просят помочь в этом. Еще одна проблема - российские коллеги, обучающиеся в различных европейских странах -Франции, Германии, Англии, Чехии и Финляндии - используют различные методы тренинга. Существует опасность, что они будут воспринимать себя в соответствии с методиками обучивших их школ. Это может привести к появлению в России конкуренции и, возможно, оппозиции между различными западноевропейскими обществами.

Именно для устранения подобных противоречий, для интеграции специалистов, проходящих различный психоаналитический тренинг, и создания профессионального сообщества, объединенного по принципу взаимопонимания и совместной работы, Даниэль Видлюшер и я способствовали созданию Европейского института МПА, о котором я говорил выше.

Главная забота МПА - помочь России в развитии психоанализа на различных уровнях, в том числе в вопросах психоаналитического обучения. Возможно, это связано с тем, что новая администрация состоит из европейцев. Даниэль Видлюшер и я - европейцы. Мы заинтересованы в содействии развитию психоанализа в России. Я также должен добавить, что я лично с большим интересом работал больше 15 лет (в 80-е и 90-е гг.) сначала в исполнительном комитете Европейской психоаналитической федерации (ЕПФ) и затем ее президентом с 1995 по 1999 годы. Я очень внимательно следил за развитием психоанализа в России в течение последних 10 лет. Я считаю очень важным успешность этого процесса, но еще многое должно быть сделано.

А. Р.:Как вы оцениваете перспективы появления психоаналитической профессии в России, и почему МПА заинтересована в подготовке профессиональных психоаналитиков в нашей стране?

А. Ж.:Необходимо заметить, что проблема профессионального статуса психоанализа находится в центре важной дискуссии в России: может ли быть признана легитимной практика обучения психоанализу теми, кто не имел собственного опыта прохождения анализа? Во время регуляр-

стр. 75

ных визитов в Москву и Санкт-Петербург я встречался с профессионалами в университетах, на кафедрах психологии и психиатрии, которые озабочены тем, как проходит обучение психоанализу в России. Хотя они сами не являются психоаналитиками, но стремятся к более глубокому пониманию того, что значит быть аналитиком МПА.

Личный анализ, прохождение которого абсолютно необходимо для психоаналитического образования, не является кратковременной терапией и требует значительного времени. Зачастую условия обучения очень трудны, и МПА старается сделать обучение более гибким. Например, метод шатлового анализа создан, чтобы помочь большему количеству профессионалов проходить обучение, сохраняя возможность практиковать, оставаясь в своей стране. Для многих из них тяжело обучаться за границей по профессиональным, личным и финансовым причинам. При этом нельзя упускать из вида риск утечки специалистов из страны. Поэтому, изменяя модель обучающего тренинга, мы предпринимаем попытки увеличения числа аналитиков без снижения профессиональных требований к ним. Нужно помнить, что существует некая планка, опускаясь ниже которой мы перестаем быть аналитиками.

В отношении вашего вопроса о том, почему МПА инвестирует в Россию, могу сказать, что это не прямые инвестиции - российские коллеги просят нас об этом. МПА не является сектой или религией, и не стремится канонизировать зарубежные страны. Мы всегда положительно отвечаем на просьбы наших коллег в отношении научного обмена и образования. Это основа взаимного сотрудничества.

Психоанатитик - это вторая профессия: сначала необходимо получить образование психиатра или клинического психолога, а только затем можно выбрать психоаналитическое направление как специализацию.

МПА в основном связана с тренингом кандидатов, в то время как ЕПФ занимается подготовительным обучением профессиональных психиатров и психологов, которые не стремятся стать психоаналитиками, но должны быть проинформированы о существовании специальных клинических семинаров по психоаналитической психотерапии. Некоторые из них могут выразить свое желание стать аналитиками МПА и начать тренинг. Это не всегда происходит, но профессионалы не должны быть исключены из данного процесса, если они не хотят быть аналитиками, но испытывают потребность в получении психоаналитических знаний. Пример: за последние 10 лет мы организовывали семинары для Восточной Европы, ежегодные летние школы, конференции для более 100 восточных европейцев. Не все участники являются кандидатами в члены МПА или станут ими, но все они - психологи или психиатры, которые заинтересовались психоанализом. Это - большой шаг ЕПФ в течение последних 10 лет, и работа будет продолжена. МПА подключается в тех конкретных ситуациях, когда специалисты хотят стать аналитиками и стремятся начать обучение. Они получают помощь в организации их тренинга, необходимые инструкции и иногда финансовую поддержку.

Проблема обучения психоанализу в самой России без необходимости выезда за границу будет решена, когда станет возможным обучение в психоаналитическом институте, признанном МПА. Если вы обучаетесь как психоаналитик, то одновременно вы являетесь также и психотерапевтом: в качестве аналитика вы можете не только практиковать анализ, но одновременно и заниматься психотерапией.

Когда МПА рассматривала существующую ситуацию в России, то высоко оценила заинтересованность в психоанализе, связанную с идеей личной свободы. Психоанализ выступает против тоталитаристских идей, существовавших у Вас раньше. Сейчас больше пространства для индивидуальности, но обучение психоанализу происходит в частных институтах, не признанных МПА. В них работает много способных сотрудников, получивших возможность преподавать психоанализ и иметь клиническую практику. Однако этот опыт должен стать более глубоким и выйти на международный уровень, особенно в отношении личного анализа, так как психоанализ - вопрос международного, а не национального характера.

Конечно, можно говорить о российском, или французском, или американском психоанализе, но Фрейд хотел, чтобы он стал международным. Я думаю, важно помнить это, иначе психоанализ рискует замкнуться сам на себя. Лишь через международный обмен возможно сохранить свободу психоанализа.

А. Р.:Какие трудности на пути формирования психоаналитической профессии в России вы предвидите?

А. Ж.:Я думаю, опасностью может стать соблазн быстрого обучения. Во Франции лаканианцы (последователи Ж. Лакана) предлагают быстрое обучение. Пройдя несколько сеансов, вы можете считаться аналитиком. В этом состоит большая проблема развития психоанализа, в том числе и в России, так как многие могут пойти на это. По моему собственному опыту, во многих странах, где развивается психоанализ, те, кто понимает его ценность так, как ее понимал Фрейд, обеспечивают себе возможность проходить полное обучение и становиться аналитиками, признаваемыми международным сообществом. Важен не срок, а качество обучения.

стр. 76

Вместе с тем, в России в данный момент существует тенденция развития частных институтов, особенно специализирующихся на содействии психологам в получении диплома и практической работы в психоанализе.

О дипломах, выдаваемых частными институтами: я считаю это серьезной проблемой для развития психоанализа в России, так как они не могут быть признаны МПА. Существует опасность преподавания некоторого "образа" психоанализа, который не будет психоанализом, а представит лишь одну из форм психотерапии. Базовые требования к преподаванию не будут соответствовать рекомендациям МПА. Существует два основных требования, которые подчеркивал еще сам Фрейд. Первое из них - это свободные ассоциации как психоаналитический процесс. Второе правило, связанное с созданием во времена Фрейда Берлинского института, - необходимость пройти личный анализ и супервизию у обучающих аналитиков МПА, прошедших специальную подготовку для проведения подобного тренинга. Именно эти правила должны стать основой развития психоанализа в России, если мы хотим, чтобы российские аналитики имели возможность участвовать в международных обменах и работе МПА, представляющей традиционный психоанализ Фрейда.

А. Р.:В чем, с вашей точки зрения, потенциал развития психоанализа в России?

А. Ж.:Я думаю, что культурное и интеллектуальное наследие России свидетельствует о тесных связях между психоанализом и русской душой. Ценность интроспекции в культуре России показывает как русские поэты и писатели могли найти контакт с бессознательным. С этой точки зрения потенциальные возможности очень значительны.

Меня поразило качество работы, заинтересованность и серьезное отношение к психоанализу наших российских коллег. Мы считаем себя ответственными за содействие нашим коллегам, когда им требуется помощь. Я верю в будущее психоанализа в России и, возможно, результаты его развития появятся здесь в ближайшие годы. Вы должны помнить, что когда был открыт психоанализ, Вена, Берлин и Москва были его тремя основными центрами. Первым иностранным языком, на который была переведена работа Фрейда, был русский, опередивший все остальные. В этом мы можем обнаружить давние традиции дружбы между психоанализом и русской культурой. Можно надеяться что возвращение российского психоанализа в международное сообщество будет существенным образом способствовать развитию психоанализа не только в России, но и привнесет много новых идей в психоанализ как науку и практику. Поэтому будем надеяться, что будущее оправдает наши надежды.

А. Р.:Это прекрасное завершение нашей беседы.

стр. 77

Наши рекомендации