Психического развития
В отечественной психологии разницу между этапом подростковым и этапом юношеским определяют с помощью понятия «ведущая деятельность». Если до 14 - 15 лет это интимно-личностное общение со сверстниками, то после 14 - 15 лет – это профессиональное самоопределение. Между этими двумя этапами – размытая граница. Всё это время подросток примеривает себя к миру, ведёт диалог с собственным «Я» (1).
Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение, самоутверждение (7). В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребёнка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей.
Совершенствование сознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребёнка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причём далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по – видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу (1).
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении (27).
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находятся у взрослых людей.
У детей с задержкой психического развития самооценка в онтогенетическом плане имеет свои особенности. Экспериментально подтверждено, что большинству младших подростков с задержкой психического развития свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная, что не соответствует ее состоянию при нормальном ходе развития в младшем подростковом возрасте (2).
Наряду с этим экспериментально подтверждено, что самооценка младших школьников с задержкой психического развития, обучающихся в специальных коррекционных классах, принципиально отличается от самооценки сверстников с задержкой развития, посещающих массовые классы. Ученики коррекционных классов обнаруживают более адекватную и более критичную самооценку. В то время как дети с задержкой развития, обучающиеся в массовой школе, при оценке своих возможностей и знаний проявили тенденцию к занижению самооценки, что связано, прежде всего, с систематическими неудачами в учебе. Характерной особенностью школьников этой группы была их слабо развитая способность к оценочной деятельности вообще, дети старались избежать оценочной ситуации или очень неохотно оценивали себя (14).
Е.Л. Винникова и Е.С. Слепович обращают внимание на то что, детей с задержкой психического развития беспокоит негативное отношение к себе со стороны учителей, и их особое положение в школе. У них обнаруживается переживание безысходности своего положения, отсутствия позитивных перспектив, появляется установка на аддиктивные формы поведения как способ ухода от переживания своей неполноценности. Исследователи отмечает, что детей с задержкой психического развития тяжело переживают низкое их принятие ближайшим окружением, что приводит к внутриличностному конфликту в процессе самовосприятия, к негативным установкам по отношению к себе. А данные личностные особенности детей с задержкой психического развития будут сопровождаться повышенной личностной тревожностью (5).