Тема 3. ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ. 2. Виды ощущений и их характеристика.

Основные вопросы

1. Понятие об ощущении.

2. Виды ощущений и их характеристика.

3. Характеристика общих закономерностей ощущений.

4. Восприятие: значение, свойства и виды.

Основные понятия и термины

Ощущение; экстероцептивные ощущения; интероцептивные ощущения; проприоцептивные ощущения; латентный период ощущения; инерция ощущения; нижний абсолютный порог ощущения; верхний абсолютный порог ощущения; восприятие; предметность восприятия; целостность восприятия; константность восприятия; осмысленность восприятия; структурность восприятия; избирательность восприятия.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Дайте обстоятельную характеристику сущности, основным закономерностям ощущения и восприятия.

2) Ощущение есть функция мозга. В чем состоит эта функция мозга?

3) В случае потери слуха у человека обостряются зрение и деятельность других анализаторов. Дать объяснение этого факта.

4) Если восприятие субъективно, то есть зависит от опыта, знаний, убеждений и т.д., то как можно утверждать, что содержание образа вещи в восприятии объективно?

5) Верно ли утверждение, что содержание восприятия картины определяется целенаправленностью внимания? Обосновать ответ.

Темы рефератов и докладов

1) Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

2) Нарушения восприятия.

3) Психофизическое действие цветов.

4) Чувствительность как свойство личности.

5) Наблюдение и наблюдательность.

6) Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении.

Методические рекомендации

В теме ставится задача – на основе всестороннего рассмотрения сущности и важнейших качественных характеристик ощущения и восприятия конкретизировать методологические принципы и категориальные психологические понятия, наполнить их более глубоким содержанием и обеспечить прочное овладение ими.

Прежде всего, ощущение представляет простейший психический процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений реального мира.

Ощущение возникает при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств – анализаторы.

Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер, зависит от отражательной функции мозга. Ощущения, мысли – суть «продукты человеческого мозга», образующиеся в познавательной деятельности личности.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Надо обратить внимание на значение ощущений в жизни человека. Ощущения как основной источник знаний о мире, о состоянии организма связывают нас с внешним миром, обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют нашему разуму весь материал мышления, выполняют активирующую мозг функцию.

Ощущения отражают не состояния и качества самих органов чувств, а свойства объективного мира, являются его копиями, снимками, а не условными знаками; они совпадают с самими явлениями, предметами и процессами действительности во всех отношениях, кроме одного: предметы материальны, а их образы в нашем сознании – идеальны, субъективны.

Важно при этом иметь в виду, что совпадение образов предметов и самих предметов, т.е. адекватность их отражения, обусловлено естественноисторическим процессом эволюции отражательной способности нервной системы, органов чувств. Даже в тех случаях, когда явление непосредственно не воспринимается нашими органами чувств или отражается неполно и даже неадекватно, человек в состоянии правильно познать это явление, устранить возможные искажения.

На ощущениях основаны сложные познавательные психические процессы: восприятие, представление, память, мышление и воображение.

В зависимости от расположения рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения – рецепторы находятся на поверхности тела. Это зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.

Интероцептивные ощущения – рецепторы находятся во внутренних органах. Эти ощущения несут информацию о состоянии внутренней среды организма. Они обычно не осознаются.

Проприоцептивные ощущения – рецепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Это кинестезические (двигательные) и статические ощущения (ощущения равновесия). Кинестезические ощущения обеспечивают управление движениями, оценивают направление, скорость движения, величину расстояния. Эти ощущения носят подсознательный характер, формируются автоматически. Статические ощущения свидетельствуют о положении тела относительно направления силы тяжести, способствуют поддержанию и сохранению равновесия. Они обычно не осознаются.

Следует выяснить те объективные закономерности, которым подчиняются возникновение и функционирование ощущений. Здесь важно уяснить не только особенности каждой из них, но главное то, как они взаимосвязаны друг с другом, каковы их место и роль в возникновении и функционировании ощущений.

Возникновение и функционирование ощущений подчиняется следующим закономерностям.

Латентный (скрытый) период ощущения – промежуток времени от начала действия раздражителя на орган чувств до начала появления ощущения.

После прекращения действия раздражителя ощущение исчезает не сразу, а постепенно. След от раздражителя сохраняется в виде последовательного образа. Это инерция ощущения.

Нижний абсолютный порог ощущения – минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Он определяет уровень абсолютной чувствительности анализатора: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Здесь важно подчеркнуть, что раздражители меньшей силы – подпороговые – человеком не ощущаются. Однако они влияют не только на его нервную систему, но и на мотивацию поведения. На формирование личности влияет вся окружающая обстановка, а не только те раздражители, которые обычно осознаются человеком.

Абсолютная чувствительность (АЧ) – способность ощущать слабые раздражения. АЧ ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения.

Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает исчезновение ощущения или боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность (ОЧ). ОЧ – чувствительность к различению силы одного воздействия от другого. ОЧ характеризуется разностным (относительным, дифференциальным) порогом ощущения.

Разностный порог ощущения (РПО) – минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений. РПО показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей. РПО определяет уровень относительной чувствительности анализатора: чем выше разностный порог, тем меньше относительная чувствительность.

Практическую значимость представляет вопрос – развитие и формирование чувствительности у человека. Чувствительность человека изменяется в зависимости от различных условий. К важнейшим условиям относятся: адаптация, взаимодействие анализаторов, деятельность.

Адаптация – изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям.

Взаимодействие анализаторов проявляется в явлении, называемом сенсибилизация и синестезия.

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. При взаимодействии ощущений наблюдается следующая закономерность: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов.

Синестезия – это возникновение под действием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, звуки музыки могут вызвать цветовые ощущения.

Чувствительность человека обостряется в процессе практической деятельности, когда он прислушивается, присматривается и т.д. Высокий уровень развития чувствительности обеспечивает богатство субъективного отражения мира человеком.

Опираясь на определение восприятия как психического процесса целостного отражения человеком предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии их на органы чувств, важно не только отметить отличие восприятия от ощущения, но и показать их общую природу как субъективных образов объективного мира, активных регуляторов целесообразной деятельности человека, провести сопоставительный анализ физиологических механизмов восприятий и ощущений.

Выясняя особенность восприятия, необходимо отметить следующее. Содержание чувственных образов определяется не внутренним миром человека, его желаниями и целями, а свойствами, связями и отношениями самого предметного мира, воздействия.

Следует обратить внимание и на то, ощущения, восприятия и другие познавательные психические процессы не обладают свойством материальности, вещественности, а носят субъективный характер. Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти, внутренние установки, направленность личности включаются в процесс восприятия, предопределяя его субъективный характер. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может увеличить роль субъективных качеств восприятия. Примерами тому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия.

Следует остановиться на свойствах восприятия. Восприятие обладает рядом свойств: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью, структурностью и избирательностью.

Предметность восприятия – способность воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами.

Целостность восприятия – способность отражать предмет в совокупности его свойств. Целостный образ восприятия возникает из отдельных свойств предмета, отражаемых мозгом, но не является их механической суммой, а включает синтез ощущений разных модальностей.

Константность восприятия – относительное постоянство восприятия предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Но существуют такие изображения, когда нам кажется, что константность нарушена. Это – зрительные иллюзии. Эти иллюзии имеют место только на изображениях, а не в реальных условиях восприятия, и именно ограниченность условий наблюдения делает возможным иллюзии изображения.

Важную роль при восприятии играют контур предмета, улавливание отношений между качествами предметов, действия с предметом, прошлый опыт личности.

Осмысленность восприятия – это значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов.

Структурность восприятия – способность воспринять абстрагированную от ощущений обобщенную структуру.

Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный характер – становится наблюдением. Систематически организуемое наблюдение, а также потребности практической профессиональной деятельности способствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности. Наблюдательность становится свойством личности.

Систематически организуемое восприятие влияет на протекание познавательной деятельности и развитие определенных личностных свойств. Наблюдательным людям свойственно более углубленное, аналитическое восприятие, большой объем восприятия взаимосвязанных предметов, более эффективная активизация аппарата памяти, воображения, мышления, внутренней речи.

Надо обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия. Возрастные особенности, интересы и склонности человека, профессиональная устремленность, практический и жизненный опыт влияют на формирование индивидуальных особенностей восприятия.

Важно отметить, что восприятие взаимосвязано с различными психическими процессами. Оно строится на их основе и в свою очередь конструирует их. Восприятие тесно связано с личностными особенностями. Оно протекает сообразно с интересами, установками, убеждениями и отношениями личности.

Необходимо разобраться в многообразии видов восприятия. Различают восприятие предметов, пространства, времени, движения, человека человеком.

Литература

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юристъ, 1996. – 631 с.

3. Кузин В.С. Психология. – М.: АГАР, 1999. – 304 с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

5. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253 с.

6. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.

7. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999. – 175 с.

8. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

Тема 4. ВНИМАНИЕ. ПАМЯТЬ

Основные вопросы

1. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека.

2. Свойства, виды, функции и теории внимания.

3. Процессы, виды, теории и законы памяти.

Основные понятия и термины

Внимание; устойчивость внимания; сосредоточенность внимания; переключаемость внимания; распределяемость внимания; объем внимания; непроизвольное внимание; произвольное внимание; послепроизвольное внимание; память; запоминание; сохранение; воспроизведение; мгновенная память; кратковременная память.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Дайте обстоятельную характеристику сущности, основным свойствам внимания, процессам памяти.

2) В чем состоит сущность произвольного внимания, запоминания? Почему произвольное внимание присуще только человеку?

3) По каким внешним признакам поведения человека можно установить его внимательность?

4) Объясните, какое значение в развитии личности может иметь внимание к прекрасному в природе.

5) Какие свойства внимания очень важны для вашей специальности? Укажите возможные пути их формирования.

Темы рефератов и докладов

1) Физиологические основы внимания.

2) Психологические теории внимания.

3) Свойства внимания и внимательность человека.

4) Организация внимания.

5) Психологические теории памяти.

6) Мнемические приемы.

Методические рекомендации

Основная задача при изучении темы – всесторонне рассмотреть сущность и важнейшие качественные характеристики внимания и памяти, как проявления сознания личности.

В психологии внимание определяется как состояние, характеризующее направленность и сосредоточенность человека на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.

Очень важно понять значение внимания в познании человеком реального мира, в различных видах деятельности; особенности внимания.

Внимание как форма психической деятельности имеет ряд особенностей. Во-первых, оно включено во все психические процессы, влияет на протекание мыслительных действий и операций, характеризует динамическую сторону всех познавательных процессов, активность личности и ее избирательное отношение к предметам и явлениям действительности. Во-вторых, проявляясь в других познавательных процессах, внимание обеспечивает качество и результативность всех видов деятельности человека. Так с вниманием связано ясность, точность и полнота восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Развитое внимание нередко перерастает в наблюдательность как интеллектуальное качество и во внимательность как черта характера, что выражается в способности подмечать, в чуткости, в отзывчивости и понимании другого человека. В-третьих, внимание обладает рядом самостоятельных свойств: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределяемостью, объемом.

Первичное восприятие и дальнейшая работа по осознанию учебного материала, его закрепление в памяти требуют от человека устойчивого внимания. Устойчивость внимания – способность внимания сохраняться на одном объекте достаточно высоком уровне в течение длительного периода времени. Формирование устойчивости внимания неразрывно связано с развитием волевых качеств человека, с ответственным отношением к работе, к своим обязанностям в самых разнообразных условиях, со способностью произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями.

Решение любого вопроса и любой жизненной задачи требует от человека сосредоточенности внимания на их содержании и способах действия. Сосредоточенность внимания – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других. Максимальная сосредоточенность человека является важным условием успеха в работе.

Переключаемость внимания – скорость перехода внимания от одного объекта другому, от одной деятельности к другой. Различают непроизвольное и произвольное переключение внимания. Непроизвольное переключение – человек невольно переводит свое внимание на то, что его случайно заинтересовало. Такое переключение при продолжительной работе предотвращает утомление, способствует временному отдыху организма. Однако оно не должно быть слишком частым. Частые переключения внимания вызывают переутомление центральной нервной системы.

Распределяемость внимания – возможность одновременного успешного выполнения несколько видов действий, способность одновременно концентрироваться на нескольких объектах и воспринимать их с одинаковой степенью ясности. Высокий уровень распределения внимания является одним из обязательных условий успешности многих современных видов труда.

Объем внимания – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Средний объем внимания взрослого человека – 5-7единиц информации в интервале времени 0,07-0,1 секунды.

Физиологической основой внимания является устойчивый очаг повышенной возбудимости (доминанта) структур мозга, врожденный ориентировочный рефлекс. Доминанта обусловливает направленность сознания на определенный предмет, вызывает отвлечение от всего остального. Врожденный ориентировочный рефлекс сопровождается повышением чувствительности анализаторов, активизацией деятельности мозга.

Обратите внимание на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, характеризуя виды внимания.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Непроизвольное внимание вызывает все необычное, то, что интересно, занимательно, эмоционально насыщенно. Устойчивость непроизвольного внимания всего 2-3 секунды.

Произвольное (преднамеренное) внимание возникает, если человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности. Это внимание интенсивно развивается в процессе учебной деятельности, которое постепенно становится ведущим видом внимания. Устойчивость произвольного внимания 15-20 минут при напряженной работе.

Послепроизвольное внимание связано с сосредоточенностью не только на результате деятельности, но и на ее содержании и самом процессе деятельности. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, обеспечивает высокую производительность всех видов труда.

Знание основных свойств, видов внимания необходимо для организации собственного внимания. Как организовать собственное внимание? Необходимо соблюдать правила умственной гигиены, использовать обращение к работе кроме зрительного других анализаторов. Организации собственного внимания помогает самогипноз, способствует желто-зеленый или сине-зеленый цветовой фон и т.д.

В психической жизни человека памяти принадлежит особое место. Она лежит в основе любого психического явления. На основе памяти осуществляются такие психические процессы, как представление, мышление и творчество. Вот почему в центре нашего внимания – овладение закономерностями процессов памяти, глубокие знания и умения развивать память, организовать процесс усвоения знаний и т.д.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком данных своего опыта называется памятью.

В памяти выделяют три процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Так организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения, запоминания определяет воспроизведение.

Запоминание – процесс закрепления нового путем связывания его с приобретенным ранее. Различают непроизвольное, произвольное, кратковременное, долговременное, механическое, осмысленное запоминание.

При непроизвольном запоминании человек ставит перед собой задачу – «запомнить», т.е. осуществляет специальную мнемическую (от греч. «mnema» – память) деятельность. Важными условиями успешного произвольного запоминания человека являются: четкая постановка задачи (установка) запомнить материал точно, полно и последовательно; составление плана заучиваемого материала; выделение опорных слов; установление логической взаимосвязи между элементами воспринимаего; классификация и систематизация материала; установление образных связей; сравнение, подчеркивание не только общих связей между объектами, но и различий в объектах; пересказ самому себе запоминаемого содержания после предварительного его осмысления, осознания. Выводы о лучшем запоминании материала следует дополнить.

Основным критерием запоминания является воспроизведение. Воспроизведение – процесс извлечения их памяти ранее закрепленного материала. Выделяют виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.

Узнавание – воспроизведение объекта в условиях повторного восприятия. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Когда узнавание определенное, ясное, полное, оно осуществляется как непроизвольный акт. Так, мы непроизвольно, без каких-либо усилий, в процессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали. Когда узнавание неопределенное, неполное, оно может приобретать произвольный характер. Так, увидев человека, мы можем пережить «чувство знакомого», но не в состоянии отождествить этого человека с тем, которого знали в прошлом.

Собственно воспроизведение – воспроизведение объекта без повторного восприятия. Оно осуществляется как непроизвольный и как произвольный акт. Непроизвольное воспроизведение вызывается содержанием деятельности, воспринятыми предметами. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой.

Припоминание – воспроизведение, связанное с активным поиском.

Серьезное внимание должно быть уделено видам памяти. Знание особенностей своей памяти помогает человеку правильно организовать процесс усвоения знаний. Вначале определить преобладающий тип памяти, а затем организовать деятельность. Следует развивать память в формах и методах изучения вузовских дисциплин.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков.

Эмоциональная память –сохранение в сознании переживаний и чувств. Способность к сочувствию и состраданию основана на эмоциональной памяти. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости.

Образная память – это память на образы (предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.). Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Словесно-логическая память – это память на понятия, мысли, числа и т.п.

В чистом виде эти типы памяти встречаются редко, чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двига­тельный.

По времени закрепления и сохранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, долговременную и оперативную память.

Мгновенная (иконическая) память связана с сохранением точной и полной картины только что воспринятой информации без ее переработки. Ее длительность от 0,1 до 0,5 сек. Из мгновенной памяти значимая информация попадает в кратковременную память.

Анализируя кратковременную память следует подчеркнуть, что она характеризуется непродолжительным сохранением информации после одноактного, непродолжительного восприятия. Объем кратковременной памяти в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести в первые же секунды (обычно 20 секунд) после одноактного предъявления ему этой информации.

Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение достаточно длительного времени после многократного ее повторения и воспроизведения.

Оперативная память – хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

Говоря о видах памяти, следует отметить, что память развивается путем упражнений и упорной работы по запоминанию, длительному сохранению, полному и точному воспроизведению.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. – 352 с.

2. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

3. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. – М.: Мир, 1993. – 240 с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

6. Практическая психология для менеджеров. – М.: Филинъ, 1997. – 328 с.

7. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 253 с.

8. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. – 600 с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 736 с.

Тема 5. МЫШЛЕНИЕ

Основные вопросы

1. Понятие о мышлении.

2. Виды, закономерности и логические формы мышления.

3. Творческое мышление: особенности и условия развития.

Основные понятия и термины

Мышление; обобщенное познание; опосредствованное познание; проблемная ситуация; задача; виды мышления; качества мыслительной деятельности; мыслительные операции; понятие; суждение; умозаключение; творческое мышление; творчество.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Почему мышление называют обобщенным и опосредствованным познанием?

2) Расскажите о логических формах мышления. Приведите свои примеры, характеризующие логические формы мышления.

3) Охарактеризуйте основные виды и качества мышления.

4) Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

5) Охарактеризуйте концепцию творческого мышления Дж. Гилфорда.

Темы рефератов и докладов

1) Мышление и решение задач.

2) Естественный интеллект.

3) Искусственный интеллект.

4) Творческое мышление.

5) Мышление и межполушарная асимметрия мозга.

6) Психологические теории мышления.

Методические рекомендации

Основная задача при изучении темы – всесторонне рассмотреть сущность и важнейшие качественные характеристики мышления, как высшего познавательного психического процесса.

Приступая к изучению мышления, надо иметь в виду, что в психологии мышление определяют обычно как обобщенное и опосредствованное познание человеком существенных связей предметов и явлений, преобразование имеющихся представлений, получение новых знаний, творческое созидание новых идей, открытие существенно нового, прогнозирование событий и действий.

Следует отметить существенные признаки мышления.

1) Мышление – обобщенное и опосредствованное познание. Обобщенное познание – познание общих существенных свойств предметов и явлений реального мира; основных закономерных связей предметов и явлений. Опосредствованное познание – познание свойств предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а через посредство других, путем анализа ранее усвоенных знаний.

2) Мышление у человека протекает на базе речи. Всякая мысль возникает и развивается с помощью речи. Если мысль продумана глубоко и основательно, то она четко и ясно выражается в речи, и, наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

3) Мышление человека всегда возникает в связи с решением определенной задачи, проблемы. Чем обширнее и глубже знания человека, чем совершеннее опыт его умственной деятельности, тем чаще возникают в его сознании мыслительные задачи, требующие разрешения, и наоборот, перед человеком с наивным умом, низким уровнем знаний, как правило, не возникает нерешенных вопросов. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее.

Итак, необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация – это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». В результате анализа проблемной ситуации возникает, формулируется задача. Возникновение задачи – в отличие от проблемной ситуации – означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить известное и неизвестное. Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи.

Познание окружающего мира в процессе мышления совершается посредством определенной системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации и систематизации. Данные мыслительные операции подробно раскрыты в рекомендованной литературе по психологии. Здесь важно уяснить не только особенности каждой из них, но главное то, как они взаимосвязаны друг другом, каковы их место и роль в познании окружающего мира.

Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что результат мыслительных операций выражается в трех логических формах мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – отражение общих, существенных и отличительных признаков явлений и предметов действительности. Понятия бывают: житейские и научные, общие и единичные, конкретные и абстрактные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками; утверждение или отрицание связей между предметами, явлениями. Связи, которые мы отражаем в суждении, весьма разнообразны. Это определяется тем, что любой предмет объективной реальности находится в самых разнообразных связях с другими предметами и явлениями.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждение или отрицание относится ко всем предметам данной группы. В частных суждениях утверждение или отрицание относится лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях – только к одному предмету.

Суждения образуются двумя основными способами.

1) Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается.

2) Опосредствованно, когда с помощью рассуждения из одних суждений выводят другие (или другое) суждения.

Умозаключение – серия логически связанных суждений, из которых выводится новое суждение.

Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индуктивное умозаключение – логический вывод из частных случаев. Дедуктивное умозаключение – логический вывод от общего закона, положения, правила к частному случаю. Аналогия – логический вывод от одного частного случая к другому.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляется в видах мышления. В психологии распространена следующая классификация видов мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По степени развернутости: дискурсивное и интуитивное. По степени новизны: репродуктивное и продуктивное. По характеру: практическое и теоретическое. При этом в практическом мышлении выделяют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а в теоретическом – теоретическо-понятийное и теоретическо-образное.

Используя рекомендованную литературу, с видами мышления познакомьтесь самостоятельно. Здесь важно заметить, что все виды мышления взаимодействуют, взаимодополняют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, обеспечивают глубокое и разностороннее, точное и богатое разнообразными оттенками восприятие бытия.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются и в качествах мыслительной деятельности: самостоятельность, широта, логичность, четкость, критичность, гибкость и глубина. Следует проследить, как они влияют на выбор и осуществление способов решения мыслительной задачи. Самостоятельность мышления определяет свободу выбора задач и их решений; широта мышления – разносторонний подход к решению задачи; логичность и четкость – последовательность и точность решения; критичность и гибкость мышления обеспечивают как нахождение проблемы, так и оригинальность построения и проверки гипотез; от глубины мышления зависит существенность избранных задач и доказательность их решений.

Для решения необычных, творческих задач человек обращается к возможностям творческого мышления. Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался дать ответ на этот вопрос американский психолог Дж. Гилфорд. Подробнее об этом сказано в книге: Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994,. с. 243-246. При этом следует обратить внимание на то, что существуют условия, которые способствуют проявлению творческого мышления. Важнейшие условия проявления творческого мышления: должная мотивация и оптимальный уровень эмоционального возбуждения, вера в себя и разнонаправленный характер знаний человека, упорный кропотливый труд и увлеченность делом.

Творчество определяют обычно как психический процесс создания принципиально нового в форме образа, представления или идеи.

Творчество проявляется во всех конкретных видах деятельности: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д.

Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Факторов, обусловливающих успех творчества, много. Важнейшими из них являются: знания, которые подкреплены соответствующими способностями; переживания, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности; организованность человека; увлеченность и устремленность; неустанный и вдохновенный труд. Творчество в любой области деятельности – плод неустанного думанья человека.

Актуальный вопрос темы – развитие мышления в процессе жизни конкретного человека. Развивают и стимулируют мыслительную деятельность человека посредством различных задач: задачи с избыточными данными; задачи с частично неверными данными; задачи, допускающие только вероятностное решение; творческие задачи.

Существенно развивает мышление человека постановка собственных задач.

Для активизации мышления человека используют специальные методы организации мыслительного процесса: «мозговой штурм» или брейнсторминг; «синектический штурм»; метод фокальных объектов; метод морфологического анализа; метод контрольных вопросов.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют «экзотические» приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активизация бессознательного), внушение в состояние гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, знатока. Для повышения эффективности мыслительной деятельности применяется и методика «гимнастика ума». Она направлена на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений.

Литература

1. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

3. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253 с.

4. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.

5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

6. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. – 600 с.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: ТГУ. – М.: Барс, 1997. – 392 с.

10. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999. – 175 с.

Наши рекомендации