Структура естественнонаучного познания
Основные особенности научно-технической революции.
Определение НТР. Почему она так называется?
Время и причины возникновения НТР и ее связь с промышленной революцией XVIII—XIX вв. и с научными революциями в XX в.
Основные достижения НТР: создание атомной бомбы, выход в космос, создание ЭВМ, радиоэлектроника, «зеленая революция», использование новых металлов и химических соединений и т.д. Роль современного естествознания в достижении каждого из этих результатов.
Становление единой системы наука — техника. Единствометодологии и рациональной структуры науки и техники. Ускорение внедрения научных открытий в практику.
Отрицательные последствия НТР, их причины и способы преодоления. Роль науки в решении данной проблемы.
Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры.
Определение науки как отрасли культуры, системы знаний и социального института.
Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, общезначимость, безличность, систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность, внемораль-ность, рациональность, чувственность. Их диалектическая связь.
Относительный и интерсубъективный характер научных истин.
Отличие науки от других отраслей культуры: мистики, искусства, мифологии, религии, философии, техники, идеологии.
Отличие науки от обыденного сознания.
Предыстория развития науки в античном мире. Становление науки в Новое время и цели, поставленные перед ней.
Роль внешних и внутренних факторов в развитии науки. Почему наука возникла именно в Новое время в западной культуре. Закон движения Аристотеля и мысленный эксперимент Галилея. Медицина в Китае и в западных странах.
Эволюция и место науки в системе культуры в наши дни.
Предмет естествознания; отличие естествознания от других областей науки.
Определение естествознания как одного из циклов наук.
Роль естествознания в становлении науки. Почему физику называли «матерью наук».
Основные особенности естествознания: аналитичность, опора на эксперимент, применение математики.
Всеобщий характер истин естествознания.
Отличие естествознания от гуманитарных наук. «Две культуры» по Ч. Сноу. Споры физиков и лириков. Связь естественного и гуманитарного познания.
Отличие естествознания от технических наук. Преимущественно познавательная направленность первого и преимущественно пре-образовательная направленность второго. Связь естественных и технических наук в эпоху НТР.
Отличие естествознания от математических наук. Причины широкого применения математики в наиболее развитых областях естествознания и трудности применения в других областях.
Структура естественнонаучного познания.
Что такое структура познания?
Два уровня естественнонаучного познания и объяснение этого факта. Сходство и отличия эмпирического и теоретического уровней.
Соотношение эмпирического уровня и чувственного познания, теоретического уровня и рационального познания.
Почему эмпирический уровень называется кумулятивным, а теоретический — преемственным?
Различие между аксиоматическим и гипотетико-дедуктивным методом как основным в современном естествознании, особенно в физике.
Значение выведения следствий из теории дедуктивным путем. Свойства, которыми эти следствия должны обладать. Примеры.
Способы эмпирической проверки теорий, их название и объяснение потребности в них. Различие между верификацией и фальсификацией.
Объяснение того, что подтверждающих экспериментов может быть очень много, но сколько бы их ни было, достоверность теории никогда не достигает стадии абсолютной истины, в то время как одного опровергающего (решающего) эксперимента достаточно для опровержения теории. Используйте при этом представление о всеобщности научной теории,