Задания для самостоятельной работы. 1. Кто из общеизвестных литературных героев, на Ваш взгляд, остро нуждался в помощи психолога?

1. Кто из общеизвестных литературных героев, на Ваш взгляд, остро нуждался в помощи психолога? Объясните свою позицию.

2. Выпишите слова, которые на Ваш взгляд, обозначают психические явления.

Следы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анамуатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.

3. В чем отличие психологического исследования от физического в цветоведении?

«Цветоведение затрагивает область ряда наук: физики, физиологии, психологии. Центральные вопросы науки о цвете – систематика цвета и измерение цвета – нуждаются, прежде всего, в психологическом исследовании, которое, однако, должно производиться в теснейшей связи с физической и физиологической работой в этой области» (Теплов Б.М. Проблемы цветоведения и психология // Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., Воронеж, 1998. – С. 70).

4. Найдите и опишите психологические явления в обыденной жизни.

5. Используя тексты художественной литературы, определите, какие психологические явления в них описаны. Докажите, что здесь представлены именно психологические явления.

Практическое задание

На основе знакомства с программой учебной дисциплины «Общая психология» необходимо представить и нарисовать общую психологию в виде цветка – методология и методы; сердцевина – предмет; лепестки цветка – основные разделы, а листочки, растущие от стебля, - направления и отрасли психологии. В каждом лепестке схематично нарисуйте основную идею раздела общей психологии, на стебле подпишите известные Вам методы.

Вопросы для самопроверки

1. Какие критерии лежат в основе классификации психологических практик?

2. Какие основные виды деятельности практического психолога?

3. В чем специфика и уникальность психологической науки?

4. Чем отличается научное и житейское психологическое знание?

5. Назовите основные сферы общественной практики, где востребованы результаты психологических знаний.

6. Перечислите отрасли психологии.

7. Расскажите о взаимосвязи психологии и других наук.

8. В чем суть задач, стоящих перед психологической наукой?

9. Какие разделы включены в структуру общей психологии?

10. Назовите способы познания объективной и субъективной реальности человека.

11. Раскройте понимание психологизма художественной литературы.

12. Дайте характеристику концептуальным представлениям о месте человека в мире.

13. Какие классификационные схемы науки Вы знаете?

14. Охарактеризуйте классификацию наук по Б.М. Кедрову.

15. Как изменилась взаимосвязь психологии с другими науками?

16. Чем отличается общая психология от возрастной и социальной психологии?

17. Назовите основные функции психологии в системе современного научного знания.

18. Какие факторы влияют на развитие психологической науки?

19. В чем состоит историческая миссия психологии по Б.Г. Ананьеву?

20. Какие науки Б.Г. Ананьев включил в систему человекознания?

21. Что такое «пирамида С.Л. Рубинштейна»?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Айсмонтас Б.Б.Общая психология. Схемы. – М., 2004.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1980. – С. 17-178

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.,2010

5. Апулей. Амур и Психея. – Калининград, 2001.

6. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. – М., 2007. – С. 15-37 (Глава 1. Что такое «искусство»?).

7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

9. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. – М., 2000.

10. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. – М., 1981.

11. Берхин Н.Б. Специфика искусства (психологический аспект). – М., 1984.

12. Братусь Б.С. Научная психология на фоне Льва Толстого // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №3. С. 119-130.

13. Брушлинский А.В. Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №3. С. 43-48.

14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М., 1992. – С. 101-110.

15. Грифуов Б.А. Психология писателя. – М., 1988.

16. Гройсман А.Л. Научная и художественная картина мира как двуединство эффективной и рефлексивной природы искусства // Основы психологии художественного творчества / Под общ. ред. В.А. Андреева. – М., 2003. – С. 13-16.

17. Гуревич П.С. Психология. – М., 1999. – С. 9-29 (Глава 1. Феномен психики).

18. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003.

19. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010.

20. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. – СПб, 2006.

21. Коржова Е.Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А.П. Чехова. – СПб., 2006.

22. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Достоевский над бездной безумия. – М., 2003.

23. Леонтьев А.А. Лев Толстой на фоне научной психологии (по поводу статьи Б.С. Братуся) // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №5. С. – 46-47.

24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – С. 7-14 (Психические явления и жизненные процессы).

25. Леонтьев А.Н. Психические явления и жизненные процессы // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 315-328.

26. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. – М., 1970.

27. Минделл А. Квантовый ум: грань между физикой и психологией. – М., 2011.

28. Недбаева С.В. Психологические практики в российском образовании XX столетия. – СПб, 1999.

29. Общая психология. Тексты: В 3-х т. Т. 1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., 2001.

30. Осипов Н.Е. Страшное у Гоголя и Достоевского // Мир психологии. 1999. №2 (18). С. 221-237.

31. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011.

32. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. – С. 100-145 (Глава 4. Структура современной психологии. Глава 5. Место психологии в системе наук).

33. Розин В.М. Психология: наука и практика. – М., 2005. – С. 257-321 (Глава пятая. Основания психологической науки и практики).

34. Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. – Ростов-на-Дону, 2005.

35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2011.

36. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. №6. С. 75-85.

37. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

38. Снегирёв В.А. Психология. – СПб., 2008.

39. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В.Н. Дружинин. – М., 1999.

40. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментарием по курсу «Введение в психологию». – М., 1995.

41. Старовойтенко Е.Б. Современная психология. – М, 2001. – С. 19-24 (Основные понятия общей психологии); С. 24-27 (Классы и формы психических явлений).

42. Степанова М.А. Психологическое лицо литературы // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 109-122.

43. Страхов И.В. Психология литературного творчества. Л.Н. Толстой как психолог. – М., Воронеж, 1998. – С. 23-142 (Психологический реализм в изображении внутренней речи); С. 143-198 (Язык чувств).

44. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985. – С. 306-312.

45. Товстоногов Г.А. Круг мыслей. – Л., 1972.

46. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // О литературе. – М., 1955.

47. Хрестоматия по курсу введение в психологию / Сост. Е.Е. Соколова. – М., 2005.

48. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. – М., Воронеж, 1996. – С. 413-437 (Театр как искусство).

49. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. – М., 2002.

50. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992.

Наши рекомендации