Нормативно-этические основы труда практических психологов
1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. В ведение в профессию «психолог».Уч. пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. — М.: Издательство МПСО, Воронеж: МОДЭК, 2002. – 464 с.
2. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 1989, № 4. С. 56-68.
3. Изменения к общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Утверждено Госстандартом РФ. 23 дек. 1996 г. (включена должность «Медицинский психолог») //Бюллетень Минтруда и СР РФ, 1999, № 6. с. 67-76.
4. Казанцева Т. А. Правовые основы деятельности политического психолога. Уч. программа и метод. рекомендации для студентов соц.-психологического факультета Моск. открытого социального университета. М., 2000.
5. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. – М.: Смысл, 2000.
6. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ // Вопросы психологии, 1990, № 6.
7. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности // Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.
8. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ // Под ред. С. Д. Воробьева, С. Г. Крылова. – Екатеринбург, 1999. –178 с.
9. Трунов Д. Г. профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета, 1998, № 1 (28). С. 12-13.
10. Устав Российского Психологического Общества (РПО). Принят на учредительном съезде РПО. Протокол № 1. от 22 ноября 1994 г.
11. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии, 1990, № 5.
12. Этический кодекс психолога // Психологическая газета, 1996, № 1-11.
13. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии, 1987, № 6. С. 20-30.
Диссертации, защищенные по проблеме
«Психология как профессия»
1. Арефьев С. Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности.- Автореф. канд дисс. -19.00.03. ЛГУ, 1978. – 17 с.
2. Дубровина И. В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы. Автореф. докт. дисс. 19.00.07. - Тбилиси, 1988. - 39 с.
3. Кудрявцев И. А. Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. Дисс. … докт. пси-хол. н. -М, 1988г.-224с.
4. Масгутова С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автореф. канд. дисс., 19.00.07.-М, 1988.- 21 с.
5. Щекин Г. В. Социально-психологические аспекты совершенствования деятельности кадровых служб на производстве. Автореф. канд. дисс., 19.00.05.- Киев, 1989. -15с.
6. Копьев А. Ф. Особенности индивидуально психологического консультирования как диалогического общения. Автореф. канд. дисс,. - 19.00.01.- М., 1991.- 18 с.
7. Райнаи Г. Образ психотерапевта в обыденном сознании и в самовосприятии. Автореф. канд. дисс,. 19.00.01. -М., 1991.- 17с.
8. Оборина Д. В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов. Дисс. ... канд. психол. н. - 19.00.07. М., 1992. - 196 с.
9. Колосова О. А. Технологии психологической поддержки персонала АЭС. Дисс. … канд. психол. н., -19.00.05. -М., 1993.-251 с.
10. Булавцев В. Д. Войсковая психологическая реабилитация летного состава. Дисс. … канд. психол. н. - 19.00.05.- М., 1994. - 203 с.
11. Николин В. С. Психологические условия компьютеризации исследовательской деятельности военного психолога. Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.14. - М., 1994. -222с.
12. Леви Т. С. Психологические условия принятия практического психолога педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07,-М., 1995.-19 с.
13. Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления. Автореф. канд. дисс.,-19.00.13. -М., 1995.-19с.
14. Оглезнева Н. В. Профессиональная деятельность школьного психолога по созданию ситстемы взаимодействия участников коррекционного процесса. Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.03.- Тверь, 1995. -200 с.
15. Ромасловский Т. И. Деятельность психолога по диагностике и формированию базовых психологических качеств личности в процессе развития организационных систем. Автореф. канд. дисс., - 19.00.03. -Тверь, 1996. - 23 с.
16. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально-значимых качеств школьных практических психологов. Автореф. канд. дисс., -19.00.07. - Иркутск, 1996. - 25 с.
17. Скворцов А. В. Метод беседы на телефоне доверия в профессиональном представлении консультанта. Дисс. ... канд. психол. н. - 19.00.11.-М., 1996 .- 165 с.
18. Скриптунова Е.А. Влияние профессиональных ценностей консультантов по организационному развитию на эффективность их деятельности. Автореф. канд. дисс., -19.00.13. -М., 1996. -21 с.
19. Усанова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии. Дисс. ... докт. психол. н. 19.00.07. М., 1996. 311 с.
20. Юрасова Е. Н. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности личности и копинг-поведения у студентов-психологов и педагогов в процессе обучения в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики. Автореф. канд. дисс. - 19.00.04; 14.00.18. - СПб, 1996. -24 с.
21. Баныкина С. В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности. Автореф. канд. дисс., - 13.00.01. – М., 1997. -20 с.
22. Белокрылова Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. . канд. дисс., 19.00.05. – М., 1997.- 26 с.
23. Власов В. Н. Психолого-педагогические основы формирования и функционирования службы помощи детям и подросткам. Автореф. канд. дисс., - 13.00.01.-Брянск, -1997. -20с.
24. Лобанова Т. Н. Организационное консультирование как фактор эффективности деятельности банковских учреждений. Автореф. канд. дисс., - 19.00.13. М., 1997.- 25 с.
25. Плугина М. И. Влияние деятельности практического психолога на гуманизацию отношений в педагогическом коллективе. Дисс. ... канд. психол. н. 19.00.07. - Ставрополь, 1997.- 196с.
26. Токар В. М. Организация социально-психологической помощи студентам среднего профессионального учебного заведения. Автореф. канд. дисс., - 13.00.01.- Казань, 1997.- 16с.
27. Торохтий В. С. Психолого-педагогическое обеспечение социальной работы с семьей военнослужащего. Автореф. докт. дисс., -13.00.06. -М., 1997. -38 с.
28. Ткаченко А. С. Теория и практика психолого-педагогической помощи детям и подросткам в посткатастрофических условиях. Автореф. докт. дисс., -13. 00.01. -
29. Хвацкая Е. Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07. - СПб., 1997.- 18 с.
30. Цветкова О. И. Эмпатия как профессиональная характеристика деятельности психолога дошкольного учреждения. Автореф. канд. дисс., - 19.00.03.- Тверь, 1997. -20с.
31. Якиманская И. С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07. — СПб., 1997. - 16 с.
32. Варфоломеева О. В. Формирование эффективного психотерапевта как развитой языковой личности. Автореф. канд. дисс., - 19.00.13. -Киев, 1998. -21 с.
33. Клюева Т. Н. Становление профессиональной ориентации педагогов-психологов в условиях специально организованного обучения. Автореф. канд. дисс., - 19.00.07. -Самара, 1998. - 23 с.
34. Константинов В. В. Профессиональный психологический отбор в суворовские военные училища и кадетские корпуса РФ. Автореф. канд. дисс.,- 19.00.03.- Спб., 1998.-20 с.
35. Королев Л. М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации. Дисс. ... канд. психол. н. 19.00.14. -Монино, 1998. -260 с.
36. Мастеров Б. М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования. Автореф. канд. дисс., 19.00.11. -М., 1998. -24 с.
37. Никольская Н. И. Формирование и развитие профессионально важных качеств профконсультантов службы занятости населения. Дисс. ... канд. психол. н., -19.00.03. -Тверь, 1998. -251 с.
38. Пинегина Н. М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога. Дисс. ... канд. психол. н., 19.00.13. -Калуга, 1998. - 178с.
39. Волосников А. В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом. Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.11. -М., 1999. - 194 с.
40. Лихачев И. А. Правовая психология: (понятие, структура и ее место в системе правовых и политических отношений). Дисс. ... канд. социол. н.,- 09.00.11. - Ярославль, 1999.- 183 с.
41. Львин Ю. М. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах (на материале С.-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса). Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.07. - СПб., 1999. -167с.
42. Порошинская Т. Л. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении: Система психологического сопровождения. Автореф. канд. дисс., -19.00.07. -М, 1999. -21 с.
43. Руфова Н. Л. Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: (на примере психолого-педагогических профессий). Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.07. -М., 1999. -250с.
44. Кирт Н. Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения. Дисс. ... канд. психол. н., 19.00.07. - М., 2000. -158с.
45. Бекетова И. И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: Дис. … канд. психол. н., 190007. - Пятигорск, 2001. - 182 с.
46. Белова Т. В. Оптимизация деятельности профконсультанта службы занятости: (психологический аспект): Дис. … канд. психол. н., 19.00.03. - Тверь, 2001. - 135 с.
47. Быков А. В. Теоретические основы психологической службы в системе социально-педагогических учреждений: Дис. … канд. психол. н., 190007. - М., 2001. - 188 с.
48. Коновалова И. В. Особенности профессиональной самореализации школьного психолога: Дис. … канд. психол. н., 190013. - М., 2001. - 158 с.
49. Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: Дис. … докт. пед. н., 130001. - СПб., 2001. - 347 с.
50. Шеломова Т. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера: Дис. … канд. психол. н., 190005. - М., 2001. - 147 с.
Краткая памятка
для составителя статьи по проекту
«Профессии Московского университета»
Названием статьи является официальное название профессии, специальности, специализации, по которой ведется обучение студентов в МГУ. Цель описания – дать абитуриентам информацию о профессиональной деятельности, с которой они будут иметь дело, закончив университет, ибо в имеющихся справочниках для поступающих в центре внимания - процесс обучения, первая ступень профессионализации, но не сама профессия.
Объем статьи: 5-8 страниц машинописи (при условии печати на принтере: поля слева – 4 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2,5 см, шрифт размером кегля – 14; через 1,5 интервала; при этих параметрах на странице – 28 строк текста, в строке – 60-63 знака).
Авторам необходимо заботиться о реализации принципа равного уважения к разным видам труда и пропагандировать профессию за счет ее собственных признаков, не обесценивая другие профессии. Следует стремиться к живой образной форме изложения без ущерба для точности, избегать узко специальной терминологии (а при необходимости ввести термины – они должны быть доходчиво раскрыты).
Важно акцентировать внимание человека не на частном опыте какого-либо профессионала, а на типичных особенностях профессии (конкретные примеры должны служить описанию типичных черт профессии).
Структура всех статей сводится к следующему:
1. Краткая общеориентирующая характеристика области приложения сил, объекта, предмета, основных результатов труда, их значения для людей. Полезно кратко осветить историю возникновения данной профессии, тенденции ее развития в будущем, в этой связи по отдельным пунктам текста возможны краткие исторические сопоставления («раньше» - «теперь»). Полезно обозначить родственные профессии. Следует указать типы учреждений, организаций и варианты трудовых постов, которые может занимать данный специалист.
2. Относительно подробное конкретное описание трудовых действий, функций работника, содержание квалификации и требований к его личным качествам (что он делает и каким должен быть), орудий, средств труда на одном из избранных трудовых постов. При этом важно не упустить действия по наблюдению, контролю, обдумыванию, принятию решений. Действия работника должны быть не только названы, но и понятно, доходчиво обрисованы словом. Следует избегать безличных и отвлеченных оборотов типа «Очистительно-моечные работы производятся …», а просто указывать, кто, что, чем, как делает («моет», «чистит», «вычисляет», «различает» и пр.). Характеристика профессиональных действий и ситуаций должна, по-возможности, сопровождаться психологической их интерпретацией (или по ходу изложения текста или в порядке резюме по всему тексту или его разделам).
3. Условия труда (среда витальная, социальная, информационная), режим труда и отдыха, образ жизни работника, оплата труда, педагогические, психологические, медицинские противопоказания к выбору данной профессии (очень кратко и в общем виде – кому профессия подойдет, кому - нет).
4. Особое внимание необходимо уделить вопросу о том, чем данная профессия может быть привлекательна, в чем состоят предметы профессиональной гордости, какова система профессиональных ценностей, за что любят этот вид деятельности (или его продукт), какие мотивы труда, интересы, склонности могут быть реализованы в данном виде труда. Полезно также отметить и сложные, трудные для большинства работников стороны профессии, типичные профессиональные конфликты, чтобы абитуриент осознанно принимал решение о выборе факультета, ориентируясь не только на привлекательные стороны будущей профессиональной жизни, но и на ее сложности и заранее готовил бы себя к их преодолению.
5. Пути обучения данной профессии, пути и перспективы повышения квалификации, продолжения образования по специальности (перечислительно).
6. Краткое заключение (дополнительные доводы в пользу выбора профессии).
Прежде чем считать статью готовой, полезно дать почитать текст старшеклассникам и представителям описываемой профессии, учесть их вопросы, недоумения, замечания. Текст обязательно должен быть представлен респонденту (сотруднику МГУ) для получения его замечаний и визы – согласия к публикации текста.
Материал должен быть подписан автором с разборчивым указанием фамилии, имени, отчества автора, номера студенческой группы, специализации, телефона (д).
Помимо письменного текста желательно представить также текстовый файл в формате RTF на дискете (дискета обязательно будет возвращена).
Е.А. Климов, О.Г. Носкова