Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких механизмов:
Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр
Гиперболизация- существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.
Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).
8. Самостоятельная работа по теме:
Тест на определение уровня внимания «числовой квадрат»
Тест предназначен для оценки объема распределения и переключения внимания. Это свойство связано с успешностью деятельности во многих профессиях, имеющих дело с переработкой информации, точностью и скоростью реагирования на сигналы.
Инструкция.
Перед вами таблица № 1, в которой 25 чисел, и таблица № 2, в которой 40 чисел. Вам необходимо зачеркнуть в таблице № 2 числа, отсутствующие в таблице № 1.
Постарайтесь сделать это как можно быстрее.
Таблица № 1
Таблица № 2
Обработка и интерпретация результатов
Если вам удалось зачеркнуть менее 10 цифр, то объем распределения вашего внимания целесообразно развивать. Тренируйтесь, и вас ждет успех.
Задание сложное, и если вам удастся его выполнить, то есть зачеркнуть более 10 цифр, то объем распределения вашего внимания достаточно высок. Ваши способности помогают вам справляться с задачами, требующими оптимального распределения внимания.
Ключ
Отсутствующие цифры: 3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38.
Вопросы по теме занятия.
6. Что такое воображение?
7. Функции воображения?
8. Отличие воображения от восприятия?
9. Формы воображения?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.Воображение – это:
1) психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
2) психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Ответ: 2.
2. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами:
1) представлением и вниманием.
2) памятью и мышлением.
3) ощущением и восприятием.
Ответ: 2.
3.Мечтой называется:
1) процесс воображения, не включенный в творческую деятельность.
2) процесс самостоятельного создания новых образов.
3) все утверждения верны.
Ответ: 2.
4.Создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому называется:
1) схематизацией.
2) типизацией.
3) агглютинацией.
Ответ: 3.
5.Воображение:
1) помогает в деятельности
2) подготавливает к восприятию мира
3) важная часть творческого процесса
4) значительно расширяет и углубляет процесс познания
Ответ: 3.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Какие способы формирования нового образа можно усмотреть за следующими видами активности?
1) Опытный столяр долго прикидывал, как разместить элементы мебели в этой необычной прихожей.
2) Желая сделать намек на недостаточные умственные способности своего персонажа, карикатурист изобразил его с предельно узким лбом.
3) В мифологии многих народов мира существует образ дракона — крылатого многоголового змея. В русском фольклоре — Змей Горыныч.
4) Продуктом человеческого воображения был ковер-самолет. Прошло немало времени, прежде чем человеческая фантазия воплотилась в летающей машине — самолете.
5) Разрабатывая новый урок на основе идей проблемного обучения, учитель неоднократно переделывал его план.
6) В древнегреческой мифологии существует образ чудовища Минотавра — получеловека, полубыка.
7) При подготовке публичного выступления политик заранее принял следующее решение: после обращения к «живым» примерам поставить перед слушателями риторический вопрос, сделать хорошую паузу и лишь затем отвечать на вопрос.
Ответ: Определение воображения (2); виды воображения: пассивное непреднамеренное (7), пассивное преднамеренное (8), активное воссоздающее (1), активное творческое (4); роль воображения и деятельности людей (3, 5, 6).
2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.
Немецкого математика Д. Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
— Ах, этот-то? — вспомнил Гильберт. — Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
Ответ: Действительно, нет никаких теоретических препятствий к тому, чтобы говорить о математическом, пространственном, техническом, поэтическом, музыкальном воображении. Поэтому Гильберта правомерно понять так, что его бывшему ученику недоставало именно математического воображения, что, вероятно, не относится к его поэтической фантазии.