Театр (греч. Theatron) - 1. Род искусства, выражающий художественные образы игрой актеров перед зрителями на сцене. 2. Здание для театральных представлений.

Здания театров – древнейшие общественные здания у многих народов мира.Современная архитектура театров впитала в себя в разной, правда, степени, и продолжает использовать различные функционально-планировочные и объемно-пространственные формы театров прошлого. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую палитру разных функционально-планировочных, архитектурно-пространственных и образных решений.

Прежде всего, выбор участков под строительство новых и развитие существующих зданий театров следует осуществлять с учетом их градостроительной значимости (так как театр – лицо города), транспортной доступности и ожидаемой посещаемости. В составе участка здания театра предусматриваются следующие зоны: площадки перед входами и выходами; внутренние проезды, въезды на стоянки; стоянки автомобилей; хозяйственная зона, изолированная от зоны посетителей; благоустроенные, озелененные рекреации; площадки для сезонных мероприятий; пешеходные связи с остановками общественного транспорта.

В основе композиционного решения театрального здания любой жанровой специфики есть зрительный зал и сцена – два самых важных составляющих элемента (комплекса):

- Зрительный комплекс -это, конечно, зрительный зал и помещения для зрителей: вестибюль, гардероб, фойе, кулуары, буфеты, туалеты и др. При этом зрительный комплекс составляет только 30-40% от общей кубатуры здания театра.

Демонстрационный (сценический) комплекс - это, прежде всего, сцена и окружающее ее сценическое пространство, а также помещения, обеспечивающие процессы подготовки и осуществления сценического действия: артистические уборные, помещения персонала, администрации, мастерских, складов декораций и т.п. При этом демонстрационный (сценический) комплекс намного сложнее зрительного и составляет 60-70% от общей кубатуры здания.

В зрительском комплексе большого театрального здания, в зависимости от его жанрового назначения, вместимость зрительного зала, как правило, принимается в:

- драматическом и музыкально-драматическом театрах – от 500 до 1200 мест;

- театре музыкальной комедии – от 800 до 1200 мест;

- театре оперы и балета – от 1200 до 1500 мест.

В ряде драматических, музыкально-драматических и других театрах вместимость камерных, малых, средних зрительных залов бывает соответственно до 80, от 81 до 300 и от 301 до 800 мест.

Параметры зрительного зала с колосниковой сценой определяют следующим образом:

Наименование Уровень комфорта и величина в м Примечания

параметра 1-й 2-й 3-й

Длина зрительного Измеряется от

зала, (не более м): красной линии сцены

- в речевых залах 15 20 25

- в музыкальных

залах с естественной

акустикой 20 30 32

- в концертных залах

со звукоусилением 40 40 40

Площадь зрительного зала на 1 место, в зависимости от уровня комфорта принимается:

Уровень комфорта Театральные залы

камерные и малые прочие

1-й 1,0 кв. м 0,7 кв. м

2-й 0,9 кв. м 0,6 кв. м

3-й 0,8 кв. м 0,6 кв. м

К помещениям зрительского комплекса театра любого жанра (в зависимости от уровня комфорта) также относятся: входная группа и рекреационные помещения.

К входной группе относятся:

- кассовый вестибюль, кабины касс и кабинет дежурного администратора;

- входной и распределительный вестибюли, гардероб, камера хранения; бюро обслуживания.

К рекреационным помещениям относятся:

- фойе, кулуары, гостиные, музей, выставочные пространства, зимний сад, внутренний дворик;

- зал буфета, буфетная стойка, доготовочная, моечная, кладовая и тарная;

- курительная и санитарные узлы, а также парадные лестницы и площадки;

Главной составляющей частью демонстрационного (сценического) комплекса, конечно же, является сценическое пространство (сцена). При этом классическая глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями:

- с 2-мя карманами и арьерсценой; с 1-м карманом и арьерсценой; с 2-мя карманами без арьерсцены; с 1-м карманом; с арьерсценой без карманов; без арьерсцены и без карманов и др.

Типы и размеры глубинных колосниковых сцен необходимо принимать следующими:

Сцены Ширина, Глубина, Высота, Строительный портал Глубина авансцены,

Тип м м м ширина, м высота, м м (не менее)

С-1 12 7,5 10,5 8,5 (6) 5,0 (4,5) 1,5

С-2 15 7,5 11,5 10,5 (6) 5,5 (4,5) 1,5

С-3 18 9 12,5 13 (6) 6,5 (4,5) 1,5

С-4 18 12 18 8 (7) 5,5 (5) 1,8

С-5 21 12 16 14 (8) 7,5 (5,5) 1,5

С-6 21 15 20 10 (8) 6,5 (5,5) 1,8

С-7 24 18 22 12 (10) 7,5 (6,5) 1,8

С-8 27 21 24 14 (12) 8,5 (7,5) 1,8

С-9 30 21 26 16 (14) 9,5 (8,5) 1,8

Применение сцен с большими залами зрителей следующее: до 600 мест – С-4; от 500 до 800 мест – С-6; от 700 до 1200 мест – С-7; от 1100 до 1500 мест – С-8; от 1500 и более мест – С-9.

К прочим помещениям демонстрационного (сценического) комплекса здания театра (в зависимости от его жанра и вместимости зрительного зала) относятся.

Помещения творческого персонала:

- помещения для артистов, музыкантов: артистические уборные, комната дирижера и др.;

- помещения, обслуживающие артистов: ожидания выхода на сцену, курительные и др.;

- репетиционные помещения: залы для репетиций артистов, балета, оркестра, хора и др.;

- библиотека с хранилищем текстов ролей пьес, либретто опер, балетов, нот и др.

Помещения для обслуживания сцены:

- помещения постановочного освещения: осветительные ложи, светопроекционная и др.;

- помещения механооборудования: главного механика, склад, электрощитовая и др.;

- помещения слаботочного оборудования:звукоаппаратная, диспетчерская и др.;

- складские помещения: декораций, бутафории, реквизита, сценической аппаратуры и др.;

- мастерские: монтировочный зал, живописно-декоративная мастерская, макетная и др.

Помещения художественного руководства и технического персонала:

- помещения художественного руководства: комната главного режиссера, дирижера и др.;

- помещения технического персонала, обслуживающего сцену: машиниста сцены и др.

Административно-хозяйственные помещения:

- руководства: кабинет директора, приемная, помещения технических служб и др.;

- служебный вход, пост охраны, вестибюль, буфет работников театра, санитарные узлы и др.

История развития здания театра – это поиски наиболее рационального и гармоничного взаимоотношения двух его основных функциональных комплексов – сценического и зрительского. Истоки современного театра – театрализованные празднества в древней Греции, связанные с культом бога Диониса (покровителя земледельцев) и его борьбой с зимой.

История развития античного театра (от VI в. до н.э. – до IV в. н.э.) выработала новую форму театральных представлений – выступление актера и хора – и соответствующую ей грандиозную естественную архитектурную форму театра: место орхестры – круглой площадки у подножия холма и предназначенной для танцев, заняли подмостки (будущая сцена); сзади орхестры - сооружение с помещениями для актеров, бутафории – скене; поднятая между скеной и орхестрой площадка получила название просцениума, где артисты говорят или поют.

Греческие театры открытого типа имели многочисленные места для зрителей в виде амфитеатра. Эти театры достигали огромных размеров: диаметр тетра в Эгесте – 63 м; в Сиракузах – до 150 м и вместимость до 40 тыс. зрителей; театр в Эпидавре (IV в. до н.э. арх. Поликлет Младший) диаметром 118 м обладал великолепной акустикой и вмещал до 150 тыс. человек, что в настоящее время кажется не только поразительным, но и недостижимым.

Кроме открытых театров в Греции строились и здания закрытых театров – «одеоны» гораздо меньшей вместимости. Первый был в Афинах при Перикле в V в. до н.э. Открытые театры и «одеоны» были частями святилища Диониса, включавшего также храм, колоннаду и жертвенник.

Демократизм театров Греции предопределил их типологическую однородность и принципы формирования – амфитеатральное размещение мест зрителей вокруг орхестры. Уже в театре Диониса низ амфитеатра предназначался для почетных мест знатных граждан.

На рубеже веков до н.э. и н.э. (в более поздних римских театрах) произошло объединение скены и зрительской части в единый объем путем выдвижения просцениума вперед на 0,5 орхестры (оставшаяся часть предназначалась для наиболее комфортных сенаторских мест). Приближение зрителей к театральному действию повлекло за собой снижение высоты скены от уровня земли до 1,5 м при средней ее глубине до 7-8 м (от 4 до 25 м).

Только в XVI начале XVII вв. (в конце Ренессанса-Возрождения) в Италии возник новый театр – ярусный. Дифференциация публики по общественному положению получила отражение в распределении ярусов: нижние для высшего света, а верхние для низших слоев общества.

Появление оперы потребовало выделения места для оркестровой ямы с некоторым удалением зрителей от сцены и увеличением (компенсацией) зрительских мест в зале без изменения его размеров за счет устройства ярусов и лож. Прообразом ярусного театра могли послужить итальянские дворы, дворы гостиниц, с выходящими в них ярусными балконами и галереями. А сословно-классовая разобщенность общества на богатых и бедных привела к делению ярусов на отдельные ячейки-ложи и общедоступные места на самом верху зрительного зала.

Со стремлением к улучшению акустики залов возник новый пространственно-планировочный тип зала – в виде усеченного конуса, подковы. А сменные декорации и большое число участников сценического действия привели к глубинной сцене с кулисами.

С XVIII в. театр - центр великосветской жизни. В театр зрителей теперь привлекала возможность демонстрации самих себя. Это во многом определило архитектурное решение театрального здания, и в первую очередь, его зрительного зала.

Архитектура интерьеров зрительного зала теперь подчинялась идее выражения сословной иерархии общества в структуре ярусов и лож, в их убывающем декоре снизу вверх. Театральный зал стал нарядным салоном, отделенным от сцены богато украшенным порталом, разделявшим как бы два мира; к контакту актеров со зрителем и не стремились.

При этом особенно большое и пристальное внимание уделялось не только декору зрительного зала, но и входным, а также распределительным вестибюлям, фойе, кулуарам и парадным, торжественным лестницам. Таким и дошло до нас традиционное, классическое решение здания театрального учреждения.

Что касается развития театра и театрального здания в России, то достаточно сказать, что когда в театральном Лондоне в группе зрелищных построек вдоль Темзы уже ставились драмы У. Шекспира (1564-1616 г.) в Древней Руси были еще странствующие актеры – скоморохи и только в начале XVII в. появился кукольный Петрушка. История театров Москвы также, как и всей России, подтверждаемая историческими документами, начинается только с конца XVII в.

В 1672 г. царь Алексей Михайлович Романов (отец Петра I) приказал построить «Комедийную храмину» в селе Преображенском, где 17 октября и состоялся первый спектакль «Артаксерксово действо». Современники утверждают, что царь смотрел этот спектакль «целых десять часов, не вставая с места». Потом в кремлевских палатах (за пять дней!) был оборудован новый театр и их, вместе с театром в доме боярина И. Милославского, стало три.

Любопытно, что эти театры уже имели кулисы и «рамы перспективного письма», сразу таким образом «прыгнув» в итальянскую коробку сценического пространства. После смерти царя А.М. Романова в 1676 г. театральные «хоромины» достаточно быстро закрыли. Впоследствии спектакли давали в доме у Ф. Я. Лефорта – сподвижника Петра I.

Лишь в конце 1702 г. по указанию Петра I на Красной площади у Никольских ворот (близ сегодняшнего здания Исторического музея) встала «Комедийная храмина». Потом вслед за ней появились и другие театры (в летнем Измайловском дворце, в Сухаревой башне) где давали свои спектакли приглашенные постановщики-режиссеры и иностранные артисты при помощи русских актеров и любителей этого искусства.

В 1740-х годах, арх. В. Растрелли по указанию императрицы Елизаветы построил в Москве два придворных театра (на Красной площади и на Яузе в Лефортово), сгоревших от пожаров через несколько десятилетий. История театральных зданий Москвы тех лет – это история их грандиозных пожаров, довольно часто случавшихся и продолжавшихся до конца XIX в.

Самые старые театры в Москве, сохранившиеся и используемые сейчас по своему прямому назначению это:

- государственные академические Большой театр (арх. О. Бове, А. Кавос, 1825 г., 1856 г.) и Малый театр (арх. О. Бове, 1824 г.);

- дом генерала Полторацкого (арх. О. Бове, 1821 г.), ставший только в 1936 г. Центральным академическим Детским театром (в настоящее время Российский Академический Молодежный Театр).

В течение почти 60 лет XIX в. в Москве существовало только два казенных императорских (государственных) театра – Большой театр и Малый театр, которые до сих пор располагаются на Театральной площади в самом центре Москвы.

На рубеже XIX и XX вв., весь XX век и, даже в самом начале XXI века постоянно строились новые и реконструировались старые здания театров Москвы. За прошедшие почти полтора века их число увеличилось от нескольких единиц до двух с лишним сотен. Среди них такие известные в Москве театральные объекты как:

- театры оперы, балета и музыкальные: Большой театр, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.Ив. Немировича-Данченко, театр «Классического балета» Н. Касаткиной и В. Василева, театр «Русский балет, Академический театр «Оперетты», театр «Новая опера», театр «Геликон-опера», Московский музыкальный «Камерный театр» им. Б.А. Покровского, театр «Мюзикла», театр А. Рыбникова, театр музыки и поэзии Е. Камбуровой и др.;

- театры драматического искусства: Малый театр, МХТ им. А.П. Чехова, МХАТ им. М. Горького, Академический театр им. «Моссовета», театры им. А.С. Пушкина, им. Вл. Маяковского, им. Е. Вахтангова, театры на Малой Бронной, на Таганке, театр «Эрмитаж», театр Юного Зрителя, РАМТ, театр «Ленком», театр «Современник», театр «Мастерская П.Фоменко» и др.;

- театры комедийного, сатирического, эстрадного искусства: театр «Сатирикон» им. А.И. Райкина, театр «Сатиры», театр «Эстрады», Современный театр антрепризы и др.;

- театры других, специфических жанров: Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Детский Музыкальный театр им. Н.И. Сац, театр Мимики и Жеста, театр Теней, театр «Гоголь Центр», театр «У Никитских ворот» М. Розовского, театр «Уголок дедушки Дурова» и др.

На протяжении многих десятилетий постоянно расширялась и совершенствовалась организационная подчиненность театров: от государственных и муниципальных до самодеятельных и частных, именных.

При этом развивались и направления типологии зданий театров - от расширения диапазона вместимости и числа зрительных залов, до расширения состава и увеличения площадей помещений в зрительской и сценической частях.

С развитием городской культуры, а также историческими эпохами ослабевали или усиливались разные тенденции-поиски новых форм организации театральной деятельности:

- от конкретно-жанровой до «оптимальной» универсально-многожанровой;

- от строго репертуарной до гастрольной, антрепризной;

- от сугубо классической до авангардно-экспериментальной;

- от театра с труппой артистов, до театра одного актера, где он сам себе режиссер.

Таким же эволюционным образом, появились и трансформируемые театры, изменяющие в зависимости от постановки взаимную планировку сцены и зрительного зала.

История становления и развития архитектуры зданий театров во всем мире, в том числе в России и в Москве, отражает сложный и интересный процесс развития и самого театра и театрального искусства. Наметившееся сегодня тяготение к разнообразию функционально-планировочных и пространственных решений внешней и внутренней архитектуры здания театра, современного, удобного, комфортного и для актеров и для зрителей уже подтверждается.

Этот процесс проявляется и в сегодняшнем появлении новых видов организации и устройства театральных зданий – своеобразных театральных центров, экспериментальных площадок и школ театрального оперного, балетного и драматического искусства.

Примерами подобных театральных центров и школ разных жанров могут служить:

- центр оперного пения Г.Вишневской; фольклорный центр Л.Рюминой и др.;

- театральный центр СТД на Страстном бульваре; театральный центр «Вишневый сад» и др.;

- учебный театры Школы-студии МХАТ, театральных институтов им. Щукина и Щепкина;

- международный центр им. В. Мейерхольда; театр «Школа драматического искусства» и др.

Некоторые из перечисленных выше сценических площадок создают в пределах зрительного зала определенные иногда очень необычные и интересные условия для непосредственного общения артистов и зрителей. В отличие от сценической коробки с игровым порталом, место действия в данном случае может переноситься прямо в зрительный зал.

Эта система театральных представлений требует радикального изменения традиционных решений в части механизации и оборудования сцены. Артисты играют в центре зала без занавеса и с использованием минимума декораций. В этом случае зрительный зал может быть круглым, квадратным или прямоугольным.

Кроме того иногда устраиваются вращающиеся площадки с местами для зрителей, а также подъемные и опускные сценические площадки и прочие механические устройства.

Если говорить о тенденциях развития архитектуры зданий театров, то сегодня мы наблюдаем интереснейший процесс, когда на смену барочному, ярусному театру и многолетним поискам идеального построения зала и сцены пришла простая и ясная идея, соответствующая современному многообразному миру жизнедеятельности людей и его отражению в театральном творчестве.

Современному зрителю интересно видеть все типы театров, какие знала история, - и античные амфитеатры, и парадные театры с глубинной сценой, и театры со сценой-ареной, с трехпортальной сценой, здания театров большие и малые, гигантские и маленькие, почти интимные для очень ограниченного числа зрителей.

Наши рекомендации