Методология этнической психологии как науки
Методология этнической психологии — это наиболее общие представления об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Ме-
1 Нация является высшим этапом (высшей формой) развития этнической общности.
См. об этом гл. пятую и шестую.
тодология этнической психологии определяется, с одной стороны, своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. С другой стороны, лишь познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться.
Обычно различают три уровня методологии этнической психологии.
Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Общая методология отечественной психологической науки исходит из того, что:
• окружающий нас мир материален (состоит из материи);
• материя первична, а сознание и психика вторичны;
• различные виды материи находятся в непрерывном движе
нии, развитии и взаимодействии;
• движение и взаимодействие материи определяют собой ка
чественные особенности всех общественно-психологических яв
лений (в том числе и национально-психологических феноменов)
и социальной (национальной) активности людей;
• взаимодействие — это объективная, универсальная форма
движения и развития, определяющая существование и структур
ную организацию любой материальной системы, в том числе и
социальных (этнических) групп;
• в истории человечества взаимодействие было изначальной
формой зарождения и последующего развития всего существова
ния, всей жизни людей как высокоорганизованных живых существ
с разветвленной системой различных форм связей между ними и
окружающей действительностью;
• только в ходе филогенетической эволюции самого человека
взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полно
ценную, разноуровневую и многофункциональную совместную
деятельность людей;
• в результате взаимодействия людей рождается и все «соци
альное», т.е. общественные (в том числе и национальные) отно
шения;
• характер и содержание многочисленных общественных от
ношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельства
ми самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретны
ми людьми в его процессе, а также местом, которое они занима
ют в обществе;
• все виды общественных отношений пронизывают, в свою
очередь, психологические отношения людей, т.е. субъективные
связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия
и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими
переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них
участвующих;
• как результат материальной и духовной жизни индивидов,
их исторического развития формируется общественное (в том числе
и национальное) сознание людей, представляющее собой отра
жение их социального бытия, общественных и психологических
отношений;
• общественное сознание, социальные и психологические от
ношения людей поддаются всестороннему изучению и осмысле
нию с помощью специальных методов и методик исследования,
разработанных психологической наукой.
Специальная методология, или методология самой этнической психологии, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов.
Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе общепсихологическими, факторами, влиявшими на процесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику функционирования и проявления этих обязанностей. Вот почему для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять специфические причины и условия, его породившие.
Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии ее субъектов; с другой — национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.
Принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-
вторых, представитель определенной этнической общности, с характерными для него чувствами, мыслями, переживаниями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания.
Можно говорить и о наличии у этнической психологии своих собственных методологических принципов, каким, например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа с другими, учит видеть проявление специфического в психологии людей как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов.
Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнологических факторов. Последние производны от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека.
Следует помнить и о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправия и взаимоуважения их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.
Наконец, частная методология этнической психологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа1. Под методом обычно понимается основной путь познания того или иного явления, а под методикой — совокупность методических, технических приемов, которые своим своеобразием, последовательностью и взаимосвязью модифицируют данный метод. Методики в отличие от метода, имеющего более универсальный характер, всегда привязаны к изучению какого-либо конкретного феномена. Под техникой же исследования того или иного явления обычно подразумевается совокупность специальных приемов для эффективного использования той или иной методики (приемы статистического анализа, приемы контроля надежности информации, приемы измерения количественных характеристик и т.д.).
См. подробнее об этом гл. четырнадцатую.