Эффективные условия, обеспечивающие усвоение грамматического понятия
Ясным и прочным.
Я. А. Коменский.
Современные проблемы развития и воспитания детей волнуют каждого из нас и требуют поднять работу школы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям нынешнего общества. Одной из главных задач является:
- обеспечение значительного повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Важными резервами повышения эффективности обучения русского языка являются:
· воспитания интереса к знаниям;
· постоянное обращение учеников к ранее усвоенным знаниям;
· формирование навыков самостоятельной работы на каждом уроке;
· систематический контроль знаний и продуманные формы коррекционной работы школьников.
Самыми серьёзными вопросами, которым мы уделяем большое внимание при обучении русскому языку – это работа над грамматическим понятием и орфографическим правилом.
Усвоение грамматических понятий и усвоение орфографических правил процесс сложный и длительный, требующий соблюдения ряда определённых принципов:
§ научности;
§ доступности;
§ учения без принуждения;
§ многократности повторения;
§ систематичности и последовательности;
§ личностно-ориентированного подхода;
§ обязательного поэтапного контроля;
§ открытие перспективы.
Организуя работу над изучаемым грамматическим понятием необходимо исходить:
- из лингвистической сущности понятия;
- из психолого-дидактических особенностей процесса усвоения младшими
школьниками;
- взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся роли
грамматических знаний в речевой практике.
Приступая к работе над понятием необходимо определить для себя его существенные признаки, продумать используемый лексический материал, методические приёмы и средства.
Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:
1. анализ языкового материала
Цель: выделение существенных признаков понятия
2. обобщение признаков и установление связи между признаками понятия, т.е. учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования;
3. осознание формулировки понятия, т.е. уточнение сущности признаков и связи между ними;
4. конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
Показатели усвоения грамматического понятия.
- умение отличать данную категорию от сходной;
- подвести под общее правило отдельных частей;
- пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих
работах
Эффективные условия, обеспечивающие усвоение грамматического понятия.
1. Активная умственная деятельность учащихся.
2. Целенаправленная работа на развитие у детей лингвистического отношения к слову и предложению.
3. Включение нового понятия в систему ранее изученного.
4. Осознание существенных и несущественных признаков понятия.
5. Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории.
Соблюдение всех вышеназванных условий должно привести к повышению эффективности усвоения грамматических понятий, что повлечёт за собой улучшение состояния в правописании слов, предложений и текстов.
Формирование навыка грамотного письма базируется также на усвоении орфографических правил. Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики.
Выделяют три группы правил:
1. одновариантные /предполагает один определённый вариант написаний например, жи-ши ча-ща;
2. двухвариантные /даётся два или несколько вариантов написания, например, - гар -, -гор -; -лаг -, -лож-/
3. правила-рекомендации, / например, правила проверки безударных гласных,
Основными компонентами процесса работы над орфографическим правилом являются:
- раскрытие сущности правила;
- запоминание формулировки правила;
- применение правил на практике.
Осознание правила зависит от наличия у детей конкретных представлений. Поэтому, если учащиеся забыли правило, то нужно требовать не механического заучивания, а на конкретном материале выделить особенности, которые составляют содержание правила.
Одним из важнейших дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Проверка знаний позволяет установить их прочность, степень осмысления изученного материала, умение пользоваться теоретическими знаниями при выполнении практических упражнений и привести к повышению уровня культуры устной и письменной речи ребёнка. Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен поддерживать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своего учения.
Контроль знаний осуществляется в различных формах и различными методами, которые выбирает учитель в зависимости от определенных условий.
По каждому результату контроля ведётся отслеживание западающих звеньев и пробелов в знаниях. При этом составляется мониторинг. После чего учитель совместно с психологом определяет пути коррекционной работы. За коррекционной работой следует повторный контроль.
Для достижения высокой результативности в области изучения программного материала по русскому языку необходимо создание такой системы контроля знаний, при которой ребёнок захочет учить себя сам на том уровне, который он сможет преодолеть.
Все задания составлены в соответствии с требованиями Госстандарта Республики Казахстан.