Кризис подросткового возраста. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского

Для Выготского развитие-это прежде всего возникновение нового. Стадия развития характеризуется возрастными новообразованиями, к-ых не было раньше в готовом виде. Источник развития-социальная среда. Среда становится другой, когда ребенок переходит из одной возрастной ситуации в другую. Выготский вывел социальную ситуацию развития. Рассмотрел две единицы соц. ситуации развития: внешняя активность ребенка-деятельность. Внутренний план-план переживаний. Вывел 2 периода развития ребенка: 1.стабильный период.(изменения накапливаются медленно, в конце происходит качественный скачок) 2 кризисные периоды(длятся от нескольких месяцев до одного года)-это краткие, но буйные стадии ,в течении к-ых происходят значительные сдвиги в развитии. Развитие даже может принять катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, границы размыты. Обострение наступает в середине периода. Ребенок выходит из под контроля взрослых.прежние пед. воздействия перестают работать. Характерны эффективные вспышки, падает работоспасобность, успеваемость, внутренние конфликты, мучительные переживания.

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

Кризис подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.
«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития.

Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.

Физиологические основы кризиса подросткового возраста:

Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» - гипофиз и щитовидная железа - начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».

Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.

Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Психологические основы кризиса подросткового возраста:

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

2. «Кризис независимости». Основные проявления.

•Негативизм

•Упрямство

•Грубость

•Бунтарство

•Стремление во всем поступать по-своему

•Противостояние авторитетам и иконоборчество

•Ревностное отношение к личному пространству

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

•Чрезмерное послушание

•Возврат к детским интересам и формам поведения

•Зависимость от взрослых

•Несамостоятельность

•Инфантильность в суждениях и поступках

•Подчинение мнению большинства

•Стремление быть «как все»

A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста

•Повышенный интерес к собственной внешности.

•Стремление к независимости и свободе.

•Группирование со сверстниками.

•Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.

•Потребность в уединении.

•Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.

•Резкость и безапелляционность суждений.

•Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

Первым советом родителям подростка будет:

Расскажите подростку о том, что с ним творится.

Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. Вот ряд рекомендаций о том, как вы можете их выражать:

Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.

Ни в коем случае

не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка!

Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, которыйони способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции.

Наши рекомендации