Классификация типов медсестер по Харди.
Тема 1.2. Общение и обучение в сестринском деле
Общение в сестринском деле
1. Типы медсестер по Харди: «рутинер», «актриса», «нервный тип», «сильная личность», «материнский тип», «специалист».
2. Общение как средство социальной помощи и социальной поддержки. Функции общения.
3. Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное.
4. Типы общения: вербальный и невербальный.
5. Элементы эффективного общения.
6. Критерии эффективного общения.
7. Стили общения.
8. Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению
9. Поддержание связи с пациентом, неспособным к вербальному общению
10.Самоконтроль медицинской сестры
11.Средства общения.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения. А. Сент-Экзюпери
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Очевидно, что медсестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.
Классификация типов медсестер по Харди.
Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983 г.) выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».
Сестра – рутинер.
v Тщательно, скрупулезно , аккуратно выполняет свои обязанности.
v Действует строго по инструкции.
v проявляет усердие, умение по уходу за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.
Сестра, играющая заученную роль (артистический тип).
v В процессе работы старается играть какую либо роль или следовать какому то идеалу.
v Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, открытость и появляются наигранность, искусственность.
Тип «нервной» сестры
v Эмоционально неустойчива, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оцениваются должным образом
v Может быть брезглива и отказываться от выполнения процедур под благовидным предлогом.
v С точки зрения профэтики такие сестры не должны работать с пациентом.
Тип сестры – гренадер (сильная личность).
v Любит порядок, четкость и дисциплину. Больные ее боятся
v Может стать прекрасным организатором.
v При недостатке культуры – может быть грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.
Сестра материнского типа
v Выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациенту, успевает повсюду.
v Работа для неё- неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах-призвание.
v Постоянной заботой о других пронизана и её личная жизнь.
Сестра – специалист
v Проявляют любознательность в определённой сфере профессиональной деятельности.
v Работают в кабинетах функциональной диагностики, в лабораториях и т.п.
Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медицинской сестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.
«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больными, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с вами – часть лечения»
А. Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия
Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.
Общение в сестринском деле - это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Функции общения.
1. Контактная — установление состояния взаимной готовности к общению.
2. Информационная — обмен информацией, сообщениями.
3. Побудительная — стимуляция активности партнера.
4. Координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.
5. Понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.
6. Эмотивная — обмен эмоциями между партнерами.
7. Установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.
8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.
Компоненты общения:
1. Коммуникативный — обмен информацией между сестрой и пациентом.
2. Перцептивный (перцепция — представление, понимание) — процесс восприятия и понимания собеседников при общении.
3. Интерактивный (интеракция) — взаимодействие партнеров для организации совместной деятельности и разработки общей линии поведения.
Виды общения:
Деловое — общение партнеров по вопросам совместной деятельности. Ролевое — коммуникация людей определена социальной ролью собеседников. Социальная роль — принятый образец поведения человека в определенной ситуации в конкретном месте.
Личностно-ориентированное — общение между партнерами с учетом знаний индивидуальных особенностей личности.
Уровни общения
1. Внутриличностное (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, разработка идей, планирование действий. 2.Межличностное — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.
3.Общественное — взаимодействие одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.
Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимонимание между людьми.
Типы общения:
1. Вербальные – язык, речь.
2. Невербальные - визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.
Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, что бы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.
Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопереживание, совместная радость в процессе излечения. Личная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как интонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.
Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное). Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения. Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.
Вербальное общение будет эффективным, если:
- говорить медленно, с хорошим произношением;
- не злоупотреблять специальными терминами;
- выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом;
- правильно выбрать время общения;
- не начинать беседу после плохого известия,
- следить за интонацией голоса;
- выбирать нужную громкость;
- убедиться в том, что нас слышали, задавая открытые вопросы;
- юмор - с осторожностью.
Невербальные средства общения
1. Визуальные: ■ движения и жесты —движения (кинезика) — перемещение в пространстве всего тела, —жесты — движение различных частей тела — в основном головы, плеч, рук (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность);
■ позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя излюбленная поза.
Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполеоновская»); выражения лица, выражения глаз — мимика — определенный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотрите больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта — показатели жизненного тонуса личности, недаром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;
■ направление взгляда, визуальный контакт — экстраверты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интроверты;
■ кожные реакции: покраснение, побледнение; ■ вспомогательные средства общения: —особенности телосложения (признаки возраста, пола); —средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);
■ проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.
Имеет большое значение расстояние между собеседниками. При общении с людьми у каждого человека существует личное пространство. Это – то пространство, в котором мы чувствуем себя комфортно, пока кто-нибудь не вторгнется в него. Мы сразу начинаем ощущать дискомфорт и стремимся восстановить нужное расстояние, например, делая шаг назад.
Зоны комфорта
менее 15 см | 15-45 см | 0,46-1,2 м | 1,2-3,6 м | более 3,6 м |
сверхинтимная | интимная | личная | социальная | общественная |
Сестры и доктора могут настолько привыкнуть к общению с мужчинами и женщинами в различных ситуациях, когда последние раздеты, что их восприятие ранимости людей и возможности их замешательства в таких ситуациях притупляется.
Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!
Общение с пациентом на расстоянии 1-1,2 м позволяет соблюдать дистанцию «психологического комфорта», а также продиктовано нормами культуры.
2. Акустические: ■ связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи; ■ не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох', восклицания.
3. Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца).
4. Ольфакторные (связанные с запахом): ■ естественные (приятные, неприятные); ■ искусственные (духи, косметика).
Письменное невербальное общение будет эффективно, если:
- писать аккуратно;
- выбрать правильный размер и цвет букв;
- включить всю необходимую информацию;
- писать грамотно,
- выбирать простые понятные слова;
- не умеющим читать - рисовать картинки.