Метод Дельфы (классический и модифицированный)

В основе выбора лежит не только критерий предпочтительности, а критерии непротиворечивости и предпочтительности. Процедура:

1.собираем комиссию и озвучиваем список альтернативных решений.

2.предлагаем членам комиссии письменно проранжировать альтернативы.

3. собираем результаты, выводим средние оценки для каждой альтернативы, озвучиваем их

4. Предлагаем еще раз проранжировать с учетом средних оценок

5.собираются результаты, усредняются, озвучиваются и еще раз повторяем процедуру. Повторяем до тех пор, пока все эксперты не придут к единому методу.

Так написано в учебниках, но :

1.Не можем сказать сколько этапов потребуется

2.изначально процедура не тактична, если хотя бы 1 эксперт будет настаивать на своем. Что делать, чтобы не зависеть от капризов членов комиссии? Ответ: Модифицированный метод Дельфи:

1.собираем членов

2.список альтернатив

3.проанализировать

4.отпускаем экспертов, они нам не нужны больше. Остальные действия осуществляем самостоятельно.

Строим матрицу предпочтений, чтобы определить наиболее предпочтительную альтернативу

альтернативы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Сумма1 Средне место
2,6
2,8
3,6

Наиболее предпочтительная альтернатива 1, т.к. 2,6 –самое меньшее. Но нам нужна еще и самая непротиворечивая.

Строим матрицу отклонений

альтернативы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2-2,6=0,6 1,6 1,6 2,4 1,4
3-3=0
3-1=2
2,8-5=2,2 0,8 0,2 0,2 1,8
3,6-4=0,4 0,6 1,6 0,4 1,4

Дальше ранжируем эти отклонения по системе ранжирования. Расставим отклонения по местам. Чем меньше отклонение, тем выше место.

альтернативы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Сумма2 П=сумма1*сумма2
3,5 3,5
3,5 3,5

Выбираем 4 альтернативу, так как она в большей степени удовлетворяет одновременно двум критериям.

Методы организованных (мыслительных) стратегий

Индивидуальный метод разработки управленческих решений, используется в отношении процессно-интуитивных решений.

Ограничены во времени, сбой мыслительного процесса.

Стратегия – последовательность мыслительных действий, организованная последовательность.

У менеджера должны быть несколько мыслительных стратегий (не > 7)

Задача ЛПР:

  • Разработать последовательность мыслей
  • Научиться решать так

Пример:

  • Стратегия функционально-целевого анализа (прямая стратегия)

1. Кто должен заниматься проблемой? Моя ли она?

2. Почему я должен решать эту проблему?

3. Для чего? С какой целью?

4. Где я должен решать эту проблему?

5. Когда я должен решить проблему?

6. С помощью чего (кого) я могу решить проблему?

7. Как я должен решить проблему?

Последовательные ответы на эти вопросы дадут ответ на главный вопрос

Любая проблема это противоречие =>

  • Стратегии анализа противоречий

1. В чем суть противоречия? Уточняем стороны противоречия

2. В каком состоянии (стадии) находится противоречие?

3. Как оно развивалось? Предыдущий путь развития

4. Что будет если не вмешиваться?

5. Что делать, если не усилить его?

6. Средний вариант между 4 и 5 пунктами

7. Выявление условия управления

  • Методика преодоления барьеров

1. Стандартный подход

2. А что если не замечать этот барьер?

3. А что если обойти этот барьер?

4. А что если усилить этот барьер?

5. Частичное воздействие на барьер

6. Решать поэтапно, что тогда?

7. Выбрать из вариантов наилучший

  • Стратегия от обратного (использование нестандартных путей)

1. Если знаешь как ухудшить работу, то обратные действия будут улучшать

2. Рассматриваем в динамике, но у нас используется «стоп-кадр», рассматриваем определенную ситуацию. Рассматриваем явление вне системы.

3. Вместо расширения поля решения, останавливаемся на min, отсекаем остальное (лишнее)

4. Используем нестандартные решения

Сетевой план, график решения.

Основным объектом воздействия метода сетевого графика являются люди. Поведение людей не всегда является рациональным. Поэтому задачей является выполнение планов, в том числе по срокам. Если при принятии УР возьмем критерии из теории оптимизации, то не успеем. Почему?

Есть вероятность проведения операции в установленные сроки. Допустим, она будет равна 0,9 операций.

0,9 * 0,9 * 0,9 *0,9 = (0,9)4 это вероятность прохождения всех операций и приближения к конечному результату.

Мы должны в качестве критического пути брать не самый маленький, а длинный путь. Почему?

1) если видим, что не успеваем, можем взять и пойти по короткому пути (срезать)

2) в математических задачах берется один параметр – время. Оптимизация УР по первому параметру невозможно. Наиболее широко используемыми являются время t, стоимость D, тогда р – вероятность получения результата.

Необходимо выбирать оптимальный путь с точки зрения всех критериев.

Факторы, характеризующие особенность прохождения этапов (качественно неодназначны).

Особенности входа и выхода из того или иного действия.

  выход вход Конъюнктивный (квадратный) Альтернативный(треугольный) Дизъюнктивный (округлый)
Детермированный (квадратный)    
Вероятностный(округлый)     l qsnYgbzIV8/7HsozcYfQDy0tGQkN4A/OOhrYgvvvB4GKM/PREv+ryWwWJzwps/liSgpeW/bXFmEl QRU8cNaL29BvxcGhrhuKNEnlWrilnlU6kRn72Wc1JEtDmToyLFCc+ms9ef1a881PAAAA//8DAFBL AwQUAAYACAAAACEAiaxcs94AAAAIAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPzU7DMBCE70i8g7VI 3KiT5kclZFNVVEhw4ECAuxtvk6jxOordNLw97gmOoxnNfFNuFzOImSbXW0aIVxEI4sbqnluEr8+X hw0I5xVrNVgmhB9ysK1ub0pVaHvhD5pr34pQwq5QCJ33YyGlazoyyq3sSBy8o52M8kFOrdSTuoRy M8h1FOXSqJ7DQqdGeu6oOdVng7Bvd3U+y8RnyXH/6rPT9/tbEiPe3y27JxCeFv8Xhit+QIcqMB3s mbUTA0K2yUMSYR0/grj6aRyDOCCkaQqyKuX/A9UvAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS /gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhADOl61QYAgAALgQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAImsXLPeAAAACAEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAcgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYA AAAABAAEAPMAAAB9BQAAAAA= "/>

Различные комбинации входов и выходов:

Конъюнктивный – для того, чтобы совершать данное действие, необходимо завершить все предыдущие.

Альтернативный - для того, чтобы войти в действие необходимо , чтобы было завершено хотя бы одно предыдущее действие.

Дизъюнктивный - события исключают друг друга. Невозможно совершение событий в одно и то же время.

Каким образом работает этот метод?

Составляется своеобразная блок-схема алгоритма действий по определенной проблеме. Но часто оказывается так, что некоторые действия не могут исполняться в одно и то же время, или у действий различные выходы или входы, существуют альтернативные пути решения с разной вероятностью исполнения и т.д. для таких сложных схем применяется механизм редуцирования , позволяющий свести сложные таблицы(сетевые планы) к простой последовательности, как:

Р1 р2

К
Н

Т11 Т22

В этой схеме для того, чтобы определить параметр: перехода с Н в К мы Т1 и Т2 складываем, а вероятности перемножаем.

Приведем несколько видов соединений:

1) простая последовательность описана выше

А
С
2) конъюнктивно-параллельное (здесь вероятности перехода из1вС и из2вС складываются, время выбирается максимальное, а затраты складываются)

3) альтернативно-параллельное (вероятности складываются и вычитается их произведение; по поводу времени – либо Т1, либо Т2, но нам нужно среднее с учетом вер-ти попадания из 1 и 2 в С, если вер-ть попадания из 1вС выше, то берем Т1, затраты складываются)

А
С

4) простое оборотное соединение (вероятность = частное от деления первой вероятности на разницу между 1 и второй вероятностью; при оценке затрат и времени используем тот же знаменатель.)

А
С

21. Метод «мозгового штурма».

Неверно относить к экспертным методам. В наст время метод популярен на практике, но в большинстве случаев организация методики неправильная. Слишком разнообразны и описания методики, которые даются в литературе. Некоторые считают основателем метода Осборна.

Особенности метода6

1.коллективная работа. Коллективная генерация идей более продуктивна, чем индивидуальная, поскольку возможно получение синергетического эффекта.

2.необходимость применения метода возникает тогда, когда возникает необходимость в нестандартных, инновационных решениях.

Основные принципы (требования):

1)сочетание логического и интуитивного подхода. Опираемся на логику человеческого мышления. Процесс мозгового штурма – логическая цепочка действий. С др. стороны, не всегда возможности логики позволяют выйти на нестандартные решения. (они обычно возникают в подсознании не путем логического рассуждения,а озарения

2)необходима создать соответствующую обстановку(абсолютное равноправие участников, доброжелательная атмосфера

3)адекватное место и время. ( место должно не напоминать о их иерархической ступени и т.д., оно должно быть нейтральным (база отдыха и т.д.) (выбор времени- не надо в рабочее время (они в напряжении, думают о своих проблемах)

4)принцип работы от балды (от фонаря) (поиск и нахождение ересей)

5)Должно быть строгое соблюдение порядка проведения мозгового штурма и его принципов.

Субъекты мозгового штурма

-заказчик (тот, кто собственно и формирует проблему, как правило это руководящее лицо)

*выбирает проблему, для которой наиболее адекватен метод мозгового штурма

*он должен выбрать окончательное решение

- руководитель м ш

*организация м штурма;

*реализация процедуры м штурма

Требования к руководителю м.ш. - должен знать как проводить это, принципы и порядок, как реализовать.

- сессионеры ( кто говорит от 1 до 3, кто до 100; но из практики видно, что конкретного числа нет, всё зависит от проблемы, а также от опыта руководителя, а также от опыта участников (активно участвовать)

С одной стороны чем больше сессионеров, тем больше альтернатив, но с другой стороны тяжелее сделать порядок м штурма. Этот метод нельзя назвать экспертным.

Основное требование к сессионерам- не их профессионализм, а их желание решать данную проблему. Как правило большинство участников м штурма – это есть сотрудники данной организации ( т.е. патриоты организации). Чтобы в максимальной степени сделать атмосферу доброжилательной, нужно чтобы в этой группе были люди, которые не черта не знают эту проблему, но зато эти люди неофиты( вновь посвященные) – инициаторы мышления, и они тянут за собой всех остальных участников (могу говорить что хочу)

В любой организации есть костяк этого м штурма (5-6 человек) – как правило они очень хорошо знают эту организацию, которые работают с начала формирования.

Порядок проведения м штурма:

1 этап. Подготовительный (сталкиваемся с заказчиком и руководителем (они могут совмещаться в одном лице)

Нужно организовать процедуру:

Задачи:

- выбор места

-определение времени

- отбор участников ( д. б. как профессионалы и неофисты)

Когда мы решили эти задачи, мы переходим собственно к м штурму:

Заказчик озвучивает проблему, желательно в виде синтетического вопроса , т.е вопрос начинается со слова –как)

Во многих книгах говорится нельзя ограничивать поле проблем(подход Гордона), но все-таки рамочные ограничения должны быть.

2 этап. Мозговая атака.сессионеры играют главную роль. Никаких ограничений не по времени и т.д. чтобы они спокойно высказывали свое мнение; абсолютный запрет на критику (ухмылка, замечание и т.д.)

Немаловажна роль у руководителя:

-стимулирование мозг атаки

-фиксация всех высказываний (диктофон, видеокамера, протокол, самый эффективный - доска, кот висит на стене). Преимущество доски: 1)каждый видит, что его решение записывается, что его решения не пропадают, не зря тратив время, работает 2) хороший стимул для дальнейшей работы.

Как долго длится этот этап (насколько интересна эта проблема; заинтересованность участников, профессионализм). Если заставят думать над сложной задачей, то через час энтузиазм снижается (идеи начинают повторятся, паузы и т.д.). руков-ль индивидуально понимает, что пора заканчивать.

Наши рекомендации