Раздел i. экспериментальная педагогическая психология
Немов Р. С.
Н50 Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с. - ISBN 5-09-007343-0.
Третья книга учебника состоит из двух частей: в первой содержатся сведения по организации и проведению психолого-педагогического эксперимента, дается характеристика методов научных исследований; вторая часть включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей, от 2—3 до 16—17 лет, а также для самодиагностики учителей, родителей.
Без объявления ББК 88
ISBN 5-09-007343-0(III)
X © Немов Р.С., 1995
Издательство «Просвещение», 1995
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга задумана и написана автором как продолжение на университетском уровне содержания курсов психологии, представленных в двух книгах нового фундаментального учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений, выпущенных издательством «Просвещение».* Вместе с тем она является самостоятельным изданием, которое может использоваться как учебник независимо от этих книг.
* Немое Р. С. Психология. — Кн. I. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994; Немов Р. С. Психология. — Кн. П. Психология образования. — М.: Просвещение, 1994.
Учебник позволит ввести в программу университетской психолого-педагогической подготовки студентов две новые дисциплины: «Экспериментальная педагогическая психология» и «Психологическая диагностика».
Преподавание этих курсов рассчитано на переход от первой ступени вузовского обучения — бакалавриата (для этого предназначены программы по общим основам психологии и психологии образования) ко второй ступени обучения — магистратуре. Предполагается, что студенты, полностью и успешно завершившие свое образование на уровне бакалавриата, продолжая обучение в магистратуре педагогического университета, вслед за курсами общих основ психологии и психологии образования должны будут пройти обязательные курсы экспериментальной педагогической психологии и психодиагностики, представленные в этой книге. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что будущий педагог действительно подготовлен как специалист с современным университетским психологическим образованием.
Получив соответствующие знания, выпускник педагогического университета сможет самостоятельно организовывать и проводить прикладные психолого-педагогические исследования, выступать в школе не только как учитель-новатор, но и как педагог-экспериментатор.
Третья книга вузовского учебника по психологии состоит из двух частей, соответственно озаглавленных «Экспериментальная педагогическая психология» и «Методы психологической диагностики». Эти самостоятельные учебные дисциплины должны преподаваться после того, как студенты изучат курсы общих основ психологии и психологии образования.
Экспериментальная психология как наука получила признание во второй половине XIX в.. В противоположность умозрительной теоретической психологии она занималась эмпирическими исследованиями различных психологических проблем. Однако ее задача ограничивалась только представлением этих результатов. Экспериментальная педагогическая психология как учебная дисциплина в данной книге понимается гораздо шире — это система знаний и умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы стать хорошим экспериментатором в области педагогической психологии.
Аналогичное можно сказать и о курсе «Методы психологической диагностики». Его изложение здесь не ограничивается рассмотрением теоретических и методологических вопросов психодиагностики как таковой, хотя им уделено в книге достаточное внимание. Главное, что этот курс включает множество практически полезных методов психодиагностики, предназначенных для изучения разнообразных психологических свойств людей пяти различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, взрослые люди. Психологические методы для взрослых людей включены в содержание учебника потому, что сферой образования охватываются не только дети, но и взрослые люди, а педагог-экспериментатор может проводить свои исследования не только на детях, но также на студентах, учителях и родителях.
Всего в книге описано около 120 психодиагностических методик, многие из которых публикуются впервые. С помощью этих методик можно получить до 170 частных психодиагностических показателей, характеризующих психологию людей от познавательных процессов до личности и межперсональных отношений.
Психодиагностические методики, предназначенные для детей, автор стремился стандартизировать, а также сделать преемственными из возраста в возраст. Однако второе имеет свою негативную сторону. Преемственность требует повторного описания одних и тех же методик при переходе от одной возрастной группы к другой. Чтобы избежать этого в тех случаях, когда рекомендуемая методика уже была ранее подробно описана применительно к другому возрасту, на нее в тексте .просто дается ссылка.
Комплексы психодиагностических методик подобраны в соответствии с теоретическим материалом, включенным в первые две книги: «Общие основы психологии» и «Психология образования». Знакомство студентов с методиками заменяет традиционный психологический практикум. В данном случае он не растворен в теоретическом материале, как это было в старых программах, а интегрирован и вынесен отдельно для того, чтобы студенты могли практически и квалифицированно овладеть этими методиками.
Данные методики используются в практике работы психологической службы системы образования, поэтому книга, как надеется автор, окажется весьма полезной и для практических психологов. В ней впервые столь подробно представлена система стандартизированных, проверенных и распределенных по всем возрастам комплексов психодиагностических методик, охватывающих основные психологические процессы, свойства, состояния и отношения человека, которые практическим психологам приходится изучать. С помощью представленных в книге методик вполне можно определить уровень психологического развития людей любого возраста, начиная от раннего дошкольного и кончая вполне взрослым.
Учебная книга обеспечена методическим аппаратом, который аналогичен аппарату, имеющемуся в двух предыдущих книгах. Он включает в себя контрольные вопросы к каждой главе, подобранные и сформулированные таким образом, чтобы обратить внимание на наиболее существенные моменты изучаемого материала. Эти контрольные вопросы могут быть использованы для обсуждения курсовых тем на семинарских занятиях, для составления экзаменационных билетов, вопросов к зачетам и самоконтроля знаний студентов.
Помимо контрольных вопросов, каждая глава книги обеспечена минимальным списком дополнительной литературы по теме. Как и в двух предыдущих книгах, этот список имеет краткие предметные указатели для облегчения поиска необходимого материала.
Во второй части книги, содержащей описание психодиагностических методик, имеются практические задания по их применению.
В конце книги помещен словарь основных психологических терминов, которые встречаются и на страницах этого учебного текста и в дополнительной литературе, рекомендуемой для самостоятельного чтения по отдельным темам и главам.
РАЗДЕЛ I. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ