Обработка и анализ полученных в ходе проведения исследования данных

Данная работа предполагает, что объектом исследования должен стать персонал некоммерческой организации. Поэтому, в качестве объекта исследования был выбран коллектив (структурное подразделение) Северо-Западного Окружного медицинского центра. Возраст участников исследования 23-48 лет, образование высшее и средне-специальное, стаж работы 3-25 лет. Всего в исследовании приняло участие 15 человек.

После того как участники коллектива прошли анкетирование по указанной в предыдущей главе методике, была следующая составлена социоматрица:

Номер участника1234567891011121314151?-1-3+1-2+2+32+3?+2-2+1-1-33+3?-3+1-2-1+24+3-1-3?-2+1+25-3?+1+2+3-1-26+1+2-2+3?-1-37-3+1+2?-1-28-3-1-2+2?+3+19+3-1+2-2?+1-310+3-1+1-2-3?+211+3+1-1-2-3+2?12+3-1+2-2-3+1?13+1+3-2-3?+2-114+2-1-3-2+3+1?15+1-1+2-3+1-2+3??+25 -6+2 -5+4 -9+10 -7+7 -8+3 -11+3 -4+2 -6+6 -6+5 -3+1 -2+8 -10+2 -2+6 -0+2 -3

Как мы видим, наибольшее число положительных выборов набрал участник под номером 1, его оторвался от ближайшего «преследователя» в 2,5 раза.

Число его отрицательных выборов не самое низкое в группе, однако, оно близко к среднему значению (среднее значение -5,64).

Таким образом, можно сказать, что идеациональный критерий сплоченности выражен на 50%.

Сенсорный критерий может быть отражен в выборе в равной степени всех участников коллектива в качестве «коллег».

Данный критерий мы можем выявить проведя статистическую проверку на согласие эмпирического распределения с равномерным теоретическим распределением.

Для этого в статистическом пакете Statgraphics 5.1 была сгенерирована выборка из 15 равномерно распределенных значений. Затем в этом же пакете была выполнена проверка на согласие эмпирической и теоретической выборок.

Гипотеза о равенстве стандартных квадратических отклонений была отвергнута.

Таким образом, выраженность сенсорного критерия можно считать равной 10% (10 процентов за отсутствие нулевых положительных выборов).

Логический критерий, как уже говорилось в предыдущей главе, был проверен с помощью критерия Хи квадрат Пирсона, основываясь на выдвижении гипотезы о нормальности эмпирического распределения.

В статистическом пакете Statgraphics 5.1 была сгенерирована выборка из 15 нормально распределенных чисел. Затем была выполнена проверка на равенство сигм двух выборок. Гипотеза была отвергнута - распределение не является нормальным.

Теперь посчитаем число совпадений выборов группы (положительных и отрицательных) для проверки на степень проявления ценностно-ориентационного единства.

Участниками тестирования было сделано 60 одинаковых выборов из 90 (15*6=90) возможных. Таким образом, ценностно-ориентационное единство выражено на 66,6%.

Составим сводную таблицу по критериям:

КритерийИдеациональныйСенсорныйЛогическийЭтическийСплоченность, %Выражена5010066,6Не выражена509010033,3

Как мы видим из таблицы, из всех критериев этический критерий наиболее точно соотносится с индексом групповой сплоченности, а, значит, ценностно-ориентационное единство является основной составляющей сплоченности коллектива.

Наиболее точно уровень сплоченности коллектива характеризуется этическим критерием, следовательно, ценностно-ориентационное единство коллектива является основной составляющей его сплоченности.

Заключение

Психологический климат коллектива - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Можно выделить три составляющих климата коллектива.

Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации.

Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации.

Третья составляющая - психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

В целом, этот феномен, состоящий из трех составляющих, принято называть социально-психологическим климатом коллектива организации.

Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. В структуре СПК очевидно наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Одной из важнейших внутренних характеристик организации, связанной с СПК, является сплоченность коллектива, которая проявляется в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.

Основными критериями сплоченности являются:

§Идеациональный критерий

§Сенсорный критерий

§Логический критерий

§Этический критерий

Основной методикой, позволяющей определить степень выраженности критериев сплоченности коллектива, является социометрическая методика, предложенная Я. Морено.

Данная методика состоит из трех фаз - сбора информации об объекте, проведения мероприятий по опросу членов коллектива, обработка полученной информации.

В качестве методов сбора информации предлагаются опрос или анкетирования, в качестве методов обработки - социограмма, социоматрица и индексный метод.

Гипотезой проведенного исследования было предположение о том, что основной составляющей сплоченности является ценностно-ориентационное единство.

В качестве объекта исследования был выбран коллектив структурного подразделения некоммерческой организации, состоящий из 15 человек.

После проведения анкетирования его результаты были сведены в социоматрицу, на основании которой проводились вычисления критериев сплоченности коллектива.

Наиболее точно уровень сплоченности коллектива характеризуется этическим критерием, следовательно, ценностно-ориентационное единство коллектива является основной составляющей его сплоченности.

Список использованной литературы

психологический климат некоммерческий социальный

1.Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Юнити, 2002

2.Бездольный, А.В. О социально-психологическом климате в коллективе // Деньги и кредит. - 1994. - N7.

.Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 1983.

.Вулф Т. Управление некоммерческой организацией. М.: Бизнес-литература, 2003

5.Как провести социологическое исследование. Под ред. Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э.М., 1990

6.Майстер А.И. (Полоцкий государственный ун-т). Способы оценки управленческого персонала организации / А.И. Майстер // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экономические и юридические науки. - 2005. - №8.

7.Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958

8.Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. М.: Феникс, 2007

9.Платонов Ю.П. Проблема субъекта коллективной трудовой деятельности // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования: Сб.науч. тр. - Тверь, 1991.

10.Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. - Санкт-Петербург: Речь, 2000.

11.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1998

12.Психология менеджмента/ Под. Ред. Никифорова Г.С. - М.: Речь, 2007

13.Рабочая книга практического психолога. Под ред. Бодалева А.А. и др. М., 2002

14.Русалинова А.А. Социальное самочувствие человека в современной организации как научная проблема // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1994.

15.Старенченко Ю.Л. Рабочая тетрадь по курсу «Психодиагностика в менеджменте», СПб, 2005

16.Шарухин А.П. Психология менеджмента. М.: Речь, 2006

17.Шепель В.М. Управленческая гуманитарология // Высшее образование в России. - 1994. - N1.

18.Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации. М.: Дело, 2000

Наши рекомендации