Национальные и этнические стереотипы
Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.
Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя национальный характер с такой скоростью изменяться не мог.
Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».
Профессиональные стереотипы
Профессиональный стереотип – это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.
Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» – сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.
Следует сказать, что стереотипы – не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения.
Интерактивная сторона общения
Общение – это не только обмен информацией, знаками и восприятие другого человека, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей.
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.
Интеракция (интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми);
Без взаимодействия нет общения. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга. С этой стороны, коммуникатор тем или иным образом изменяет поведение, мысли и чувства своего собеседника, организовывает его деятельность - взаимодействие всегда обусловлено какой-то причиной.
Взаимодействие, как правило, идёт двумя путями: либо кооперация(способствование совместной деятельности), либо конкуренция (препятствование, хотя она вовсе может не означать конфликта). На тип взаимодействия влияют отношения, установившиеся между собеседниками, их цели и мотивы.
В процессе взаимодействия между людьми появляются признаки, характеризующие их как группу определённого уровня развития. Противоречия же, возникающие во взаимодействии, ведут либо к развитию, либо к распаду всей структуры.
Психологическая совместимость – оптимальное соотношение личностных особенностей, психических качеств людей, соответствующее требованиям оптимизации их общения и деятельности.
Интерактивная сторона общения – это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Понятие «межличностное взаимодействие» отражает инструментально-технологическую сторону общения. Понимание смысла и содержания взаимодействия между людьми предполагает анализ структурных элементов межличностного взаимодействия.
Во-первых, это определение контекста межличностного взаимодействия, соотнесение его с той или иной типичной социальной ситуацией (деловые переговоры, празднование дня рождения, любовное свидание, свадьба, разговоры в очереди, отдых в кругу семьи и др.).
Во-вторых, изучение пространственного структурирования взаимодействия, представляющего собой:
1) выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку на прочность»;
2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;
3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.