Методика исследования комбинаторных способностей

Цель: оценка продуктивности мыслительной деятельности при решении задач комбинированного типа.

Оборудование: стимульный материал, ручка, секундомер.

Инструкция: «Возьмите бланки. Задание выполняется в два этапа. Вначале отыскиваются и записываются необходимые слоги, а затем из слогов складываются слова. Найдите на бланке фигуру под номером 1. Около нее ряд цифр: 9222. В шифре каждой цифре соответствует слог. В верхней клетке соответственно цифре 9 записываем «РУ», в остальных клетках «АМ», соответствующие цифре 2. Выбирая из каждого слога по одной букве в порядке очередности, нужно составить слово, имеющее смысл, из 4-х букв. Оно записывается в горизонтальных прямоугольниках на бланке. На работу отводится 7 минут».

Обработка и интерпретация результатов: подсчитывается количество заданий, которое успел правильно выполнить испытуемый, на основании чего делается вывод о продуктивности мыслительных операций в условиях ограниченного времени. За демонстрационный пример № 1 баллы не начисляются. Уровень продуктивности мыслительной деятельности оценивается по следующей таблице:

Балл
Количество правильно составленных слов 1 – 3 4 – 7 8 – 11 12 и более

Стимульный материал:

Методика исследования комбинаторных способностей - student2.ru

Методики исследования индивидуально-психологических особенностей

и рефлексивной (осознанной) саморегуляции мышления

Методика Лачинса

Цель: выявить индивидуальную выраженность такого параметра мыслительной деятельности, как ригидность-подвижность (гибкость).

Оборудование: стимульный материал (бланк с заданиями), ручка.

Инструкция: Экспериментатор выдает испытуемому бланк с заданиями и оглашает инструкцию: «Вам предстоит решить десять арифметических задач. Решайте их в строгой последовательности, начиная с № 1 и заканчивая № 10. Последовательность решения задач нарушать нельзя. Если Вы не можете решить какую-либо задачу, пропускайте ее и принимайтесь следующую. Свои решения записывайте в виде последовательности арифметических операций, например, 35 – 12 – 2 – 2 = 19. Время решения не ограничивается».

Обработка и интерпретация: экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. При этом под рациональностью понимается экономность решения: чем меньшее количество арифметических действий произвел испытуемый для получения искомого ответа, тем рациональнее его решение. Первые пять задач имеют только одно, относительно нерациональное решение – последовательное (а иногда – многократное) вычитание обоих меньших чисел из большего (например, задача 2: 37 – 24 – 2 – 2 = 9). В результате однотипного нерационального решения задач № 1 – 5 у испытуемого вырабатывается стереотип, придающий мышлению ригидность. Задачи № 6 – 10 могут быть решены подобным стереотипным способом, но имеют и более рациональное решение. Исключение составляет задача № 9, которая может решается единственным рациональным способом: 7 + 5 = 12. Успешность преодоления мыслительного стереотипа при решении задач № 6 – 10 свидетельствует об индивидуальной выраженности гибкости мышления испытуемого. Чем больше задач № 6 – 10 испытуемый решил рациональным способом (отличающимся от стереотипного нерационального), тем выше пластичность его мышления. Напротив, если он перенес стереотипный способ на решение большинства задач № 6 – 10 (при этом задача № 9 становится нерешаемой), то его мышление характеризуется ригидностью.

Стимульный материал:

Условия задачи Решение задачи
Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. Как отмерить 10 л.?  
Даны три сосуда: 37, 24, 2 л. – как отмерить 9 л.?  
Даны три сосуда: 39, 22, 2 л. – как отмерить 13 л.?  
Даны три сосуда: 38, 25, 2 л. – как отмерить 9 л.?  
Даны три сосуда: 29, 14, 2 л. – как отмерить 11 л.?  
Даны три сосуда: 28, 14, 2 л. – как отмерить 10 л.?  
Даны три сосуда: 27, 13, 3 л. – как отмерить 9 л.?  
Даны три сосуда: 30, 12, 3 л. – как отмерить 15 л.?  
Даны три сосуда: 28, 7, 5 л. – как отмерить 12 л.?  
Даны три сосуда: 26, 10, 3 л. – как отмерить 10 л.?  

Методика диагностики рефлексивности[50]

Цель: диагностика индивидуального уровня развития рефлексивности как личностного свойства.

Оборудование: стимульный материал (текст опросника), бланк, ручка.

Инструкция: испытуемому вручается текст опросника с инструкцией: «Вам предстоит выразить степень своего согласия с утверждениями опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа:

1 – абсолютно неверно;

2 – неверно;

3 – скорее неверно;

4 – не знаю;

5 – скорее верно;

6 – верно;

7 – совершенно верно.

Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может».

Стимульный материал: текст опросника:

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь всё тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Испытуемый должен регистрировать свои ответы в бланке следующей формы:

Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Обработка и интерпретация результатов: из 27-и утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25); остальные 12 – обратными утверждениями (в бланке они затенены). При обработке результатов для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные теми, что получаются при инверсии шкалы ответов:

Вариант ответа
Балл

Сырые суммарные тестовые баллы перекодируются в стандартный балл (стен) по следующей таблице:

Стены
Сырые баллы 80 – 99 101 – 107 108 – 113 114 – 122 123 – 130 131 – 139 140 – 147 148 – 156 157 – 171 172 и более

Итоговый балл указывает на индивидуальную меру выраженности у испытуемого свойства рефлексивности. По шкале стенов высокий уровень рефлексивности соответствует диапазону 7 баллов и выше; средний уровень – от 4 до 7 баллов; низкий уровень – менее 4 баллов. Рефлексивность как психическое свойство личности проявляется в устойчивой склонности испытуемого к осознанию процесса и результатов своей деятельности (как внешней – практической, так и внутренней – мыслительной). Рефлексивность обусловливает эффективность практической и интеллектуальной деятельности, существенным образом влияет на способность их осознанной произвольной саморегуляции. Высокий балл по данной методике может рассматриваться как косвенный индикатор осознанности, произвольности, критичности, контролируемости мыслительного процесса, его должной опосредованности целями, планами и программами. Низкий балл является косвенным показателем малосознанности, непроизвольности, импульсивности мышления, недостаточной его опосредованности процессами осознанной саморегуляции – целеполаганием, планированием, программированием.

Наши рекомендации