Нужно ли давать детям пробовать на вкус домашние предметы и позволять какие-то шалости для познания мира как процесс приобретения опыта?
По каким причинам у родителей возникает синдром гиперопеки?
- Лет пять назад, я наблюдала это явление, как правило, у родителей, для кого ребенок был, что называется, «вымучен» (долго не получалось забеременеть, разного рода проблемы со здоровьем) или у родителей, чей возраст выходит за рамки среднего возраста новоявленных мам и пап. Последние 2-3 года это прямо эпидемия какая-то. Наблюдается обратная тенденция: гиперопекающие мамы очень «помолодели». Не знаю, с чем это может быть связано. Возможно, с переизбытком непроверенной информации из разнообразных источников, начиная от соседки и заканчивая интернетом и сомнительного содержания брошюрок.
Как заметить в ребёнке, что причина его странного поведения это гиперопека родителей?
- Обычно это заметно не по ребенку, а сразу – по родителям. Гиперопекающая мама будет рисковать тем, что ей прищемят нос закрывающимися дверьми в кабинет, но до последнего будет стоять и смотреть, не случится ли там чего с ее чадом в этом непонятном и страшном мире кабинета психолога. При этом ребенку может быть совсем не страшно, а напротив – очень даже интересно. Ведь это целый новый мир, где ему, может быть, позволят сделать что-то самостоятельно. Часто дети таких родителей делают все с оглядкой назад, как будто проверяют, следит ли кто за ними, а можно ли ему это трогать, а правильно ли он делает. Так же у таких детей часто отсутствует исследовательская деятельность.
Анна Яновна,каковы результаты гиперопеки? Мешает ли это развитию индивидуальности в ребёнке?
- Результаты – плачевны! Конечно мешает. Ребенок оказывается совершенно не знаком с внешним миром. Он практически беспомощен. Так же результатом такого подхода к воспитанию может быть то, что мы называем «избалованный ребенок».
Чем же руководствуются родители?
-Как бы странно это не звучало, в данном случае родители руководствуются – эгоизмом. Им кажется, что если оградить ребенка от всего и вся, он будет в безопасности. На самом деле, они думают о собственном спокойствии. Ведь если не допускать потенциально опасных для ребенка ситуаций, то и самому будет так спокойненько и уютненько.
Нужно ли давать детям пробовать на вкус домашние предметы и позволять какие-то шалости для познания мира как процесс приобретения опыта?
- Это не просто нужно, а необходимо. Ребенок проходит несколько этапов развития, прежде, чем начинает говорить. Один из них – оральный этап ,по Фрейду и его последователям. На этом этапе ребенок познает мир через рот. Буквально! Ему все надо попробовать. Обязательно надо погрызть стул и батарею, чтобы понять, что это невкусно ,а даже если и вкусно, то что в этом такого?. Стул – твердый, батарея теплая, земля – рассыпчатая. Ребенок даже функцию ног собственных познает частично посредством рта. Если ребенок начал засовывать ноги в рот – ждите. Скоро поползет/пойдет. И шалить тоже надо! Иначе когда еще он успеет это сделать? Не в 40 же лет? Шалости и их последствия в рамках разумного необходимы, чтобы на их примере понять банальное «что такое – хорошо, что такое – плохо». Для родителей шалости тоже отличный инструмент. Гораздо проще объяснить ребенку, что так делать нельзя на его собственном примере. А запрещать дитю делать то, что он даже не пробовал, по меньшей мере – странно.