Экономическая целесообразность аутсорсинга
Оценка экономической целесообразности аутсорсинга. Экономическая целесообразность аутсорсинга для исполнения PR-проекта представляет комплексную систему оценочных форм и методов для достижения эффективной обратной связи с целевыми аудиториями, позволяющую менеджменту получать полезную информацию о результатах маркетинга. Безусловно, в данной системе доминирует качественный аспект достижения положительного имиджа и сервисного обслуживания клиентов. При разработке целей PR-проекта необходимо выполнить исследования проблем организации, нуждающейся в PR-решениях в рамках ранжирования основных целей с выделением их приоритетности.
Достижение целей в системе маркетинга с использованием аутсорсинга исследуется по параметрам:
· проникновение в выгодные сегменты сбыта;
· рост корпоративного влияния и рыночной доли;
· рост масштабов рынка;
· рост портфеля заказов;
· развитие корпоративной культуры и социально-деловой активности;
· формирование системы сервисного обслуживания клиентов. Задача PR-специалиста — показать, в какой степени эти цели могут быть достигнуты благодаря PR-активности. Понятно, что собственная PR-служба занимается не только подготовкой пресс-релизов, но и анализом, обработкой массива информации, разработкой эффективных коммуникаций, организацией PR-акций. PR-специалист должен уметь считать не только совокупные затраты на организацию PR-кампании, но и экономическую эффективность, генерируемую PR-активностью в маркетинге.
На практике предпринимательства часто используют метод определения точки безубыточности бизнес-операции PR. Этом метод используется в части принятия решения: выполнять PR-проект самостоятельно или выгоднее отдать его на сторону, т.е. по схеме аутсорсинга: «сделай сам или купи». Для этого необходимо решить выражение1:
UPrice • Q > Fc + Uvc • Q, (12.1)
где UPrice (unit price) — цена подготовки одного пресс-релиза на стороне;
Fc (fixed costs) — фиксированные затраты (постоянные издержки) на содержание собственной PR-службы (аренда помещения, оснащение рабочих мест, заработная плата, переподготовка кадров) в расчете на год;
Uvc (unit variable costs) — переменные затраты, которые несет организация на подготовку и размещение одного пресс-релиза, если выполняет это своими силами;
Q (quantity) — количество пресс-релизов.
На рисунке 12.6 точка безубыточности (Тб) отражает значение Q, при котором левая и правая стороны выражения (12.1) равны. Иными словами, определяется безубыточный объем пресс-релизов, превышение которого оправдывает создание собственной PR-службы.
При выборе внешнего аутсоусера для исполнения проекта очень важно осуществить комплексную оценку рыночной устойчивости выбранных претендентов с позиции их рыночной устойчивости. Выполнить ее можно с использованием методики экономической целесообразности каждого претендента в отдельности с учетом индекса рыночной устойчивости, качества обслуживания клиентов, социально-деловой активности с выделением имиджа, репутации и социальных акций[39].
При этом проводится взвешенная оценка корпоративных возможностей исполнения данного вида работ (без учета аутсорсинга) и с привлечением сторонней организации, т.е. с учетом аутсорсинга.
Расчет экономической целесообразности аутсорсинга. Для расчета экономической целесообразности аутсорсинга необходимо определить коэффициент экономической целесообразности аутсорсинга Кэца, который можно рассчитать по формуле:
I руа
Кэца = — , (12.2)
I руо
где I руа — индекс рыночной устойчивости организации с учетом аутсорсинга; I руо — индекс рыночной устойчивости организации без учета аутсорсинга.
Индекс рыночной устойчивости организации с учетом аутсорсинга (I руа) за весь период ее осуществления (t) можно определить в следующем общем виде как:
Если K'эца>1, то можно передать выполнение строительных функций сторонним организациям. Чем выше Кэиа, тем привлекательнее аутсорсинг-фирма для строительной организации.
Если Kэца < 1, то аутсорсинг-фирма выполняет строительные функции хуже, чем базовая организация.
Если Kэца = 1, то требуется провести дополнительные расчеты социально-коммерческой активности организации для обоснования целесообразности передачи в аутсорсинг строительных функций.
Сравнительные показатели. Среди других сравнительных показателей целесообразно использовать показатели сервисности Kсв; качества обслуживания клиентов Кок; показатель социально-деловой активности Ксда.