Приоритеты функционального и структурного подхода к системе управления
В функциональных структурах создаются функциональные подразделения, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей деятельности. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набором полномочий и ответственности.
Суть состоит в том, что выполнение отдельных функций но конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например плановый отдел, бухгалтерию и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления (рис. 11.2). Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).
Функциональная структура реализует принцип разделения и закрепления функций управления между структурными подразделениями, предусматривает подчинение каждого линейного подразделения нижнего уровня нескольким руководителям вышестоящего уровня, реализующим функции управления.
Преимущества: Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление функций (повышение профессионализма). Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов. Стандартизация, форматизация и программирование процессов и операций управления. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. Централизация стратегических решений и децентрализация оперативных.
Структурный подход к проблемам управления — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Разновидностью структурного подхода, точнее определяющего важность факторов в их совокупности, является более сложный метод ранжирования.Приведем примеры применения структурного подхода.
Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена (руководителя фирмы и его заместителей) рекомендуется принимать равным 6:2:2, а в структуре менеджера низшего звена — 1:2:7, т.е. руководители должны больше заниматься разработкой стратегических задач, а мастера — их исполнением.
Значимость факторов достижения конкурентоспособности товара — качества, цены, качества сервиса, затрат у потребителя — должна быть примерно следующей: 4:3:2:1, т. е. в распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров. Прежде чем применить структурный подход, рекомендуется провести структуризацию проблемы, например, построить дерево показателей конкурентоспособности товара.
Основой методологии менеджмента является системный подход.
Системный подход к управлению предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Взаимосвязь этих элементов и организационная целостность систем управляемой деятельности обеспечиваются системной организацией самого менеджмента и его ролевой специализацией. Системный подход рассматривает любую организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
Функциональное содержание организации
Функция – ϶ᴛᴏ совокупность действий, относительно однородных по некᴏᴛᴏᴩому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.
Функции, выполняемые в организации, можно разделить на большие группы.
1. Производственные функции – ϶ᴛᴏ функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации или знаний. Их выполняют рабочие, техники, инженеры, секретари, конструкторы, технологи, инспекторы, бухгалтеры и другие работники, кᴏᴛᴏᴩых называют специалистами.
2. Функции управления производственными функциями – ϶ᴛᴏ функции по планированию, прогнозированию, организации, координации, стимулированию и контролю деятельности работников, занятых в основном, вспомогательном и обслуживающем производствах. Данные функции выполняют мастера участков, бригадиры, руководители групп или проектов, другие работники, имеющие в ϲʙᴏем подчинении специалистов, действия кᴏᴛᴏᴩых они направляют ϲʙᴏими решениями. Этих работников называют менеджерами.
3. Функции управления управленческой деятельностью – ϶ᴛᴏ стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность. Эти функции выполняют работники, имеющие в ϲʙᴏем распоряжении менеджеров и направляющие их деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с целями и миссией организации. Таких работников называют руководителями.
В системе управления организацией наиболее важны две группы функций: функции управления производством и функции управления управленческой деятельностью.
Стоит отметить - они реализуются набором процедур управленческой деятельности, осуществляемых субъектом управления. Отметим, что каждая процедура должна включать набор операций. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что образуется следующая иерархия:
· конкретные функции управления;
· общие функции управления;
· типовые процедуры;
· набор операций.