Нормативность - определяющая черта профессиональной этики
Определение специфики этой отрасли учения о морали, несмотря на ее кажущуюся самоочевидность, является тем не менее актуальной творческой проблемой.
При этом большинством исследователей подчеркивается важность особо тщательной, продуманной разработки ее нормативных аспектов.
Развитие профессиональных норм шло от конкретного к абстрактному. Вначале их значение было сугубо конкретно, они идентифицировались с определенным реальным действием, предметом. Затем постепенно, в результате длительной эволюции, смысловое содержание таких норм приобретало общий, собственно моральный смысл.
Норма (лат. norma — правило, образец) - одна из форм нравственного требования, а оно, в свою очередь, простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. Выступает норма в двояком виде - как элемент этих отношений и как форма морального сознания. В первом случае это прежде всего норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности.
Как известно, во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто меняющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Это экономит их силы, способствует взаимопониманию и согласованности действий. Такая потребность практически реализуется многими средствами, в том числе моральной нормой. Ее обязательность для каждого отдельного человека основывается на воздействии традиций, массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически выраженной воли общества, проявляющейся в сложившихся в данном обществе нравах. Различными формами моральной нормы являются обычаи, нравы, традиции, общественные привычки, вкусы, авторитет, а также сила убеждения и принуждения.
Моральное требование, выраженное в виде нормы, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная сторона нормы. Моральным сознанием она формируется в виде поведения, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером здесь могут служить общечеловеческие поучения, которые прочно вошли в культуру и быт народов.
Включенные в свое время в «Священные книги » (Библия, Талмуд, Коран, Веды), они приобрели религиозную окраску, хотя имеют земную основу и смысл. Таковы, в частности, библейские заповеди «не убий», «не укради», «чти отца твоего и матерь твою». Выработанные в ходе многовековой человеческой истории прочные нравственные правила сохраняют свое значение и в наши дни. Наряду с ними в каждой профессии имеется свой кодекс предписаний, повелений, запретов, поучений, которые являются своеобразной трансформацией, конкретизацией общенравственных предписаний.
Однако сами по себе нормы не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, норма, как «любить ближнего», не может применяться ко всем, в том числе и к врагам, преступникам, убийцам. С точки зрения этики вопрос о применении тех или иных норм решать следует конкретно, с учетом сложившихся условий и определенных обстоятельств. При этом решающую роль играют более обобщенные моральные представления - идеалы, принципы, общеэтические категории (добра, справедливости, долга, совести и т.д.). Одна из задач профессиональной этики состоит в том, чтобы простейшие нравственные нормы стали внутренней потребностью людей в соответствующей области трудовой деятельности, приобрели форму склонностей, привычек человека и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.
Особенность профессиональной этики в том, что в ней нормативность приобретает максимально конкретный смысл. Рассматриваемые нормативной этикой проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, содержания нравственного долга, обосновываемые ею определенные моральные принципы и нормы получают в профессиональной этике конкретизацию применительно к тому или иному виду трудовой деятельности.
Нормы и правила профессиональной этики выступают, в сущности, как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества. Кроме того, в ней предпринимаются попытки философски и научно решить те же самые проблемы, которые стихийно выдвигаются обыденным сознанием в тех или иных исторических условиях. Без преувеличения можно сказать, что все моральные учения и этические теории, выдвигавшиеся в истории, в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем, возникавших в труде и быту людей. И каждая школа, течение этической мысли по-своему обосновывали моральные представления своего общества и класса, хотя это представлялось как создание беспристрастной, универсальной теории, находящейся якобы вне влияния различных моральных позиций.
Нормативная этика свидетельствует о том, что нравственные представления людей (классов, социальных и профессиональных групп) всегда в конечном счете являются отражением их общественного бытия. Поэтому для научного обоснования моральных принципов и норм необходимо познание объективных законов исторического развития. Но, чтобы этика оставалась действительно научной, нельзя отрывать предмет ее изучения от моральных проблем, за которыми скрываются социальные интересы и потребности людей.
Для правильного осмысления этих проблем важно соотносить их с конкретными реальными запросами личности, учитывать, в каком отношении они находятся к историческим потребностям и тенденциям развития человечества. Таким образом, здесь тесно смыкаются вопросы научности, конкретности и нормативности профессиональной этики.
Объект рассматриваемой области этического знания — профессиональная мораль. Однако некоторые авторы отрицают существование таковой. С подобными утверждениями трудно согласиться.
Если отказаться от понятия «профессиональная мораль», тогда возникает вопрос: чем же детерминирована специфика профессиональной этики как самостоятельной научной дисциплины? Ведь нет науки без собственного предмета и зрения. Правомерно, на наш взгляд, говорить о двух формах, в которых выступает мораль: о системе общих норм, ориентиров и оценок нравственного поведения; о системе повышенных моральных требований, конкретизированных норм, получивших специфическую окраску с учетом особенностей профессионального труда, своеобразия внутреннего уклада той или иной профессии, присущей ей микросреды. То есть речь идет о профессиональной морали. Естественно, что между этими формами морали нет жесткой границы. Их вычленение делается в целях более глубокого исследования. Поэтому неправомерно и нецелесообразно отказывать в «гражданстве» понятию «профессиональная мораль», оно давно устоялось в нравственном сознании и прочно утвердилось в литературе.
Профессиональная мораль, имея некоторые особенности, входит составной частью в общую так же, как и профессиональная этика является частью общей этической теории. Как часть целого (отдельное, особенное, конкретное) профессиональная этика отличается от общей, не только своеобразной модификацией, но и тем специфическим, которое общее, целое не охватывает. Этим не исчерпывается связь и различия двух подходов к морали. Они диалектически проникают друг в друга, при этом первая дает общее понимание специфической природы морали, а вторая, основываясь на нем, конкретизирует его и углубляет с учетом этических знаний, особенностей профессиональной деятельности. К представителям разных профессий общество предъявляет повышенные требования в силу ряда факторов и прежде всего потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми с их интересами, склонностями, чувствами и т.п.
Образовалось довольно много профессий, у которых «предметом труда» выступают живые люди. Их можно подразделить на несколько групп. Первую группу образуют профессии обслуживающего труда (почтовые, торговые работники и др.), где многие профессиональные установления, предписания являются не собственно нравственными, а служебными: отчетливы лишь отдельные элементы профессиональной морали. Вторую группу составляют профессии, где укоренились устойчивые нравственно-этические традиции, являющиеся важнейшим условием и обязательным внутренним компонентом успешной профессиональной деятельности. Сюда можно отнести врачей, учителей, юристов, государственных и политических работников, дипломатов и др. Отдельно следует выделить писателей, актеров, ученых, других деятелей культуры, науки и техники. Главным признаком этих профессий выступает органическое сочетание служебного и общественного долга, их огромное влияние на интеллектуальный мир людей, что порождает особые нравственные коллизии, изменение субординации моральных требований. От этих профессий во многом зависит формирование духовного облика людей, человеческие судьбы, и общество обоснованно предъявляет к их представителям повышенные требования.
Интенсивность и качество любой трудовой деятельности зависит не только от уровня образования, объекта специальных знаний, наличия необходимых навыков и умений, но и от нравственных качеств работника. Ими определяют устойчивые проявления нравственного сознания в поведении, поступках людей. В деятельностной сфере моральный облик занимает особое место, иногда играет одну из главных ролей в решении профессиональных задач.
Возникающая в ходе профессиональной деятельности, объектом которой являются живые люди, сложная система взаимообусловленных, взаимопереходящих нравственных отношений включает такие главные звенья: отношения специалиста к объекту труда (ученикам, зрителям, больным); отношения его с коллегами; отношения специалиста к обществу. Это лишь самое общее подразделение нравственных отношений с точки зрения соотнесенности морального сознания и сознательной практики. В реальной действительности между ними нет жестких границ и застывших форм, они постоянно меняются, взаимодействуют. Поэтому важна не их градация, а выявление ведущих тенденций, определяющих нравственную специфику профессии.
Сила нормативности морали различна в зависимости от социальной направленности профессий, их «возраста», степени интеллектуализации и других ее особенностей. Есть профессии, несущие в себе коллективистский нравственный отпечаток. И есть профессии, имеющие индивидуальный, обслуживающий характер. Одно дело профессии с устоявшимися традициями, психологией и т.д. Другое дело профессии сравнительно молодые, у которых нет длительной истории, прочных нравственных норм. У одних профессиональная деятельность соединяет черты нескольких видов труда и соответствующая мораль несет комплексный характер, у других — не столь явно нравственное осознание и проявление ее в поведении представителей этих профессий.
Даже в пределах одной профессии по-разному проявляются те или иные нравственно-этические качества. Особенности поведения человека зависят как от микросреды, так и от особенностей ближайшего окружения, от характера межличностных отношений, внутренних переживаний, которые группируются вокруг мыслей, навыков, приемов, требуемых для выполнения данной работы. Под их воздействием формируются привычки, рождается связность и цельность волевых, интеллектуальных и психологических процессов. В таком труде поведение при многократном повторении превращается в личные качества. Приобретаемые человеком профессиональные умения становятся индивидуализированными, устойчивыми.
Этим, собственно, и обусловлена необходимость нравственной характеристики работников. Она не может ограничиваться его широкими социальными позициями, а по необходимости должна распространяться на его сугубо профессиональные свойства, рассматриваться в контексте отношений, складывающихся в рамках данной профессии, ее места и роли в жизни общества. Задачей профессиональной этики является не только раскрытие объективных причин возникновения, закономерностей и тенденций развития профессиональной морали, не только конкретизация общеэтических категорий, принципов и норм применительно и с учетом различных видов трудовой деятельности, но и раскрытие самого характера воздействия этих принципов и норм на практику профессиональных отношений. Профессиональная этика отражает то, как эти отношения преломляются в сознании человека и воплощаются в его поступках Назначение профессиональной этики: исследовать различные стороны отражения профессиональных отношений в нравственном сознании, в соответствующих понятиях и нормах; разграничивать явления профессионально-моральные, явления трудового мастерства и другие, не имеющие прямого отношения к профессиональной деятельности; определять задачи, цели профессии и их значимость в социальном прогрессе.
Существует несколько видов (разделов) профессиональной этики. Наиболее массовидными среди них можно считать: трудовую этику, педагогическую, судебную, врачебную, дипломатическую, парламентскую, театральную, воинскую, журналистскую этику, этику ученого, политического работника, общественного деятеля. Выделяется этика служебная деловая, этика социальной работы, этика бизнеса, этика менеджмента. В условиях глобализации развиваются новые виды этического знания - инвайронментальная этика, компьютерная этика, этика глобального управления. Каждая из этих составных частей профессиональной этики обосновывает систему нормативных положений для работников соответствующей сферы трудовой деятельности.
Вопрос
Этические принципы проведения психологических исследований. Как мы уже знаем, психология развивается во многом благодаря тому, что психологи выполняют экспериментальные исследования, а затем по их результатам делают выводы о работе человеческой психики. Однако у психологии есть определенная специфика, предъявляющая особые требования к проведению исследований. Эти требования, в частности, связаны с тем, что «объектом» изучения в психологии являются люди. Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран.
Нормы, которых должны придерживаться психологи при проведении психологических исследований, связаны в основном с необходимостью обеспечить должное уважение экспериментаторов к людям, которые являются объектами исследований. Психологи, проводящие исследования, обязаны защищать их участников от вреда, который может быть нанесен им в результате эксперимента. Это значит, что необходимо принять меры к тому, чтобы участники исследований не испытывали боли, страданий, а также исключить любые возможные негативные последствия долгосрочного характера. Если психолог хочет исследовать явление, представляющее потенциальную опасность для участников эксперимента, он должен обратиться в свою профессиональную организацию за разрешением на проведение исследований.
Эти правила относятся не только к физическому ущербу, но и к психологическим травмам.
Еще один этический аспект, который должны учитывать исследователи, состоит в том, что испытуемые по возможности не должны помещаться в такие условия, когда их сознательно вводят в заблуждение. Если временный обман все же необходим, исследователь должен обратиться за разрешением на подобные действия в этический комитет своей профессиональной организации. Даже если обман на короткое время признается допустимым, экспериментатор обязан раскрыть его испытуемым после завершения исследования.
Одной из первых этические стандарты психологов в 1963 г. опубликовала Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association). Затем в этот документ неоднократно вносились поправки
Весьма созвучны этим стандартам основные положения Этического кодекса Британского общества психологов, опубликованные в 1990 г. В нем определяются следующие этические принципы для исследователей.
1. Исследователи всегда должны учитывать этические и психологические последствия для участников исследований.
2. Исследователи обязаны информировать участников эксперимента о целях исследования и получить их согласие, которое те дают на основе полной информации.
3. Сокрытие информации или введение в заблуждение участников исследований недопустимо. Следует избегать умышленного обмана.
4. После окончания исследований с их участниками должна быть проведена беседа, чтобы они полностью понимали суть проделанной работы.
5. Исследователи должны обратить внимание участников эксперимента на то, что у них есть право в любой момент отказаться от дальнейшей работы.
6. Все полученные данные должны считаться конфиденциальными, если предварительная договоренность не устанавливает обратное.
7. Исследователи обязаны защитить участников исследований от физического и психологического ущерба как во время проведения исследований, так и возникшего в их результате.
8. Исследования, основанные на наблюдениях, должны уважать частную жизнь и психологическое благополучие людей, являющихся объектами изучения.
9. Исследователи должны проявлять осторожность.
10. Исследователи разделяют ответственность за этические аспекты и должны способствовать тому, чтобы другие при необходимости изменили свою точку зрения.
Большинство студентов, изучающих психологию, выполняют психологические исследования, являющиеся частью курса обучения, и для них этические соглашения имеют такую же силу, как и для психологов, занимающихся профессиональными исследованиями. Ассоциация обучения психологии Британии разработала набор норм для студентов, выполняющих психологические исследования.
При проведении учебных исследований необходимо задать себе следующие вопросы.
• Должен ли я вообще выполнять такого рода исследования?
• Какой метод исследования наиболее приемлем с точки зрения этики?
• Достаточно ли я компетентен для проведения этого исследования?
• Проинформировал ли я испытуемых обо всем, что им требуется знать, прежде чем они примут участие в исследовании?
• Добровольно ли принимают участие в исследовании эти люди?
• Как я обеспечу анонимность и конфиденциальность всем участникам эксперимента?
• Как я обеспечу профессионализм выполнения исследования, а также защиту прав тех, кто принимает в нем участие?
Эти вопросы, затрагивающие этические аспекты, являются фундаментом планирования психологических исследований, поэтому их нужно задать себе уже на начальном этапе работы.
В настоящее время в России существует несколько авторитетных общественных организаций психологов. Это прежде всего Российское психологическое общество (преемник Общества психологов СССР), а также общественные организации психологов образования, органов внутренних дел и т. п. Каждая из этих общественных организаций создает этические кодексы, определяющие нормы и правила профессиональной деятельности.
В Этическом кодексе Российского психологического общества (РПО), принятом на III съезде РПО в 2003 г., предусмотрены нормы и правила научной и практической деятельности психологов, определены требования к психологу, нормы взаимоотношений психолога, заказчика услуг психолога и клиента, нормы общественно-научного поведения психолога. В этом документе также сформулированы главные этические принципы и правила деятельности психолога: принцип ненанесения ущерба клиенту (правило взаимоуважения психолога и клиента, правило безопасности для клиента применяемых методик, правило предупреждения опасных действий заказчика относительно клиента); принцип компетентности психолога (правило сотрудничества психолога и заказчика, правило профессионального общения психолога и клиента, правило обоснованности результатов исследования психолога); принцип беспристрастности психолога (правило адекватности методик, применяемых психологом, правило научности результатов исследования психолога, правило взвешенности сведений, передаваемых заказчику психологом); принцип конфиденциальности деятельности психолога (правило кодирования сведений психологического характера, правило контролируемого хранения сведений психологического характера, правило корректного использования результатов исследования); принцип осведомленного согласия.
Таким образом, каждый, кто планирует проведение психологических исследований, должен тщательно продумать методы, подходы, которые предполагается использовать. Существует множество разнообразных методов проведения психологических исследований, и все они в той или иной степени ставят этические проблемы.