Тема 1. Психодрама, социометрия и групповая психотерапия Я.Л. Морено: история возникновения и теоретические конструкты
Организационно-методический раздел.
Цель спецкурса – ознакомить студентов с теоретическими основами психодрамы, ее базовыми понятиями и техниками работы с различными личностными и групповыми проблемами.
Задачи спецкурса:
1. Ознакомить студентов с подходом Я.Л. Морено к исследованию проблем межличностного взаимодействия, с психодрамой как психотерапевтическим методом.
2. Дать представление об основных этапах работы руководителя психодрамы, задачах, связанных с ее практическим проведением.
3. Ознакомить с базовыми психодраматическими понятиями, техниками и упражнениями, направленными на создание в группе атмосферы доверия и самораскрытия.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения данной дисциплины студент должен:
· иметь представление: об истории зарождения и развития психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, сферах применения психодрамы, специфике, достоинствах и ограничениях психодрамы, качествах тренера, необходимых для успешной работы с группой, основных трудностях проведения психодрамы;
· знать: наиболее важные теоретические понятия, относящиеся к психодраме, ролевой игре, групповой психотерапии и социометрии, методы (техники) работы с различными возникающими проблемами, способы создания и поддержания оптимального уровня взаимодействия в группе;
· уметь: с помощью конкретных техник, упражнений и групповых игр создавать и поддерживать в группе атмосферу безопасности и самораскрытия.
Содержание курса.
Общая характеристика курса
С содержательной стороны данная дисциплина представляет собой курс лекций и семинарских занятий, посвященный: 1) изучению теоретических положений, лежащих в основе психодрамы; 2) принципам и правилам психодраматической психотерапии, трудностям, возникающим в ходе работы с группой; 3) использованию разогревающих упражнений и психодраматических техник в ходе работы с группой; 4) проблемам безопасности и самораскрытия в группе; 5) феноменам переноса, эмпатии, теле, а также профессиональной и социально-психологической компетентности ведущего.
Курс предусматривает анализ примеров из практики, рассмотрение различных ситуаций, связанных с неблагоприятным развитием событий в группе, особенностями работы с ними, а также работе с «трудными» клиентами.
В данном курсе обращается внимание на взаимосвязь фактора личностной «проработанности» ведущего, его практической и теоретической подготовки, уровня развития его социально-перцептивных способностей и эффективности групповой работы. Уровень социально-психологической компетентности тренера, его способность работать групповыми методами рассматриваются как системные качества, которые складываются как из врожденных индивидных особенностей, характеристик, так и качеств, способностей, поддающихся развитию и улучшению. В результате у студентов формируется потребность в личностном и профессиональном росте, овладению методами работы в группе, позволяющими выполнять эффективные, вариабельные и безопасные интервенции в различных ситуациях.
На семинарских/практических занятиях предусматривается закрепление лекционного материала и ознакомление с основными техниками, упражнениями, играми, целью которых является оптимизация межличностных отношений, организация группового взаимодействия, создание атмосферы безопасности и самораскрытия в группе.
Модуль I. Психодрама Я.Л. Морено, ее теоретические основы
Тема 1. Психодрама, социометрия и групповая психотерапия Я.Л. Морено: история возникновения и теоретические конструкты.
Я.Л. Морено, особенности личности, этапы жизненного пути и поиски своего метода. История возникновения психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (Р. Марино).
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.13-51.
Тема 2. Ранние психодраматические и социометрические опыты Я.Л. Морено. Этапы психодраматического движения.
Новаторские идеи Морено в Европе до 1925г. Пионерская работа Морено в США до 1950. Развитие методов социометрии, исследование в тюрьме Синг-Синг и Гудзонской школе.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.330-339.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.